Часть полного текста документа:Николай Страхов В. Нечаева Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - критик, публицист. Р. в Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин-т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук в Одессе и Петербурге. В 1857 защитил диссертацию на степень магистра зоологии, но кафедры в столицах не получил. В 1850 пробовал писать стихи и журнальные заметки. В 1858 поместил в "Русском мире" "Письма об органической жизни", которые его сблизили с Ап. Григорьевым. С. был горячим поклонником и пропагандистом теории этого критика. Решающее влияние на переход С. к литературной критике и публицистике оказало сближение его с братьями Достоевскими и приглашение сотрудничать в их журнале "Время" (1861- 1863). С. написал ряд статей под псевдонимом Н. Косица, гл. обр. полемизируя с "Современником" и "Русским словом". Из-за статьи С. "Роковой вопрос", явившейся откликом на польское восстание 1863, "Время" было закрыто. Скоро журнал стал выходить вновь под названием "Эпоха", и С. продолжал сотрудничать в нем до его ликвидации в 1865. В следующие за тем годы С. усиленно занимался переводами научной литературы, по преимуществу философского, исторического и естественно-исторического характера (Куно Фишер, Ренан, Тэн, Брэм, Ланге, Штраус и др.). В 1867 С. редактировал "Отечественные записки" Краевского, в 1869-1872 был главным руководителем журн. "Заря". В 1873 поступил на службу в Публичную библиотеку, где служил до 1885. По своим политическим убеждениям С. был националистом-консерватором, сторонником "самобытного" развития России. Наиболее близки ему по идеологии Н. Я. Данилевский, Достоевский, Лесков. Он был яростным врагом дарвинизма, с различными проявлениями которого он сражался на протяжении 30 лет. Три книжки статей С., озаглавленные "Борьба с Западом в русской литературе", ставили себе задачей дать анализ философских и этических основ европейского "нигилизма" и показать его вред для русского общества. Эти позиции С. были, разумеется, глубоко враждебны революционному движению того времени. Литературно-критические статьи С. проникнуты той же борьбой с европейским "нигилизмом" и защитой "самобытного", "органического" начала в русской литературе. Нападки на Писарева, Щедрина, Чернышевского, Некрасова перемежаются в них с сочувственными отзывами об аксаковском "Дне", с защитой "почвы" и "органических проявлений народной сущности". С. выступал против Тургенева как западника. Воплощение "русского сердца" С. видел в Пушкине. Его привлекала борьба за русскую самобытность и органичность у Достоевского и у Толстого. Статьи о последнем (особенно о "Войне и мире") составляют наиболее значительную часть наследия С. Они не лишены интереса со стороны характеристики художественных достоинств романов Л. Толстого. Кроме статей об указанных выше писателях С. оставил очень сочувственные заметки о ряде поэтов - о Тютчеве, Фете, Ап. Майкове, Полонском, которых он ощущал идеологически близкими себе, и резко враждебные - о Некрасове и Минаеве. Список литературы I. Из истории литературного нигилизма (1861-1865), СПБ, 1890 (статьи из журн. "Время", "Эпоха", "Биб-ка для чтения") Заметки о Пушкине и других поэтах, СПБ, 1888 то же, 3 изд., Киев, 1913 (статьи из "Отечественных записок", "Складчины", "Гражданина" и др. ............ |