Часть полного текста документа:Структурный подход к представлению и анализу нейропсихологической информации. Задачи медицинской диагностики, прогноза и классификации патологических состояний относятся и классу слабоформализуемых задач. Поэто-му выявление и формализация знаний, составляющих опыт ведущих клиницистов, имеют исключительное значение для обучения и повышения квалификации рядовых и начинающих специалистов-медиков. Накопленные в нейропсихологии знания позволяют подойти к созданию универсальной схемы представления информации с использованием подхода, в основе которого лежит синдромный анализ, позволяющий установить центральный механизм расстройства, связанный с поражением пределенных структур мозга [11]. Для решения этой задачи был проведен анализ, как собственных данных, так и материалов, представленных в работах других исследователей. Полученная информация позволила нам на современном уровне знаний описать системы мозга, принимающие участие в осуществлении высших психических функций (ВПФ); конкретные функции; симптомы, характеризующие нарушение этих функций; выраженность симптомов, а также пробы, выявляющие нарушения функций. Структурная организация нейропсихологических знаний. Для создания схемы представления нейропсихологической информации был использован метод структурной организации, состоящий в выявлении ключевых вопросов, ответы на которые полностью определяют принятие решения. Такой подход позволяет приблизиться к созданию базы знаний для экспертной системы. Предложенная в работе схема является универ-сальной в том смысле, что она экстраполирует знания независимо от существующих концепций. Мы исходили из того, что для практики важна правильная квалификация сущности дефекта, а не его название. Схема нейропсихологического исследования построена так, что позволяет осуществлять синдромный анализ расстройств. В основу положен морфологический принцип, т. е. связь между зоной поражения мозга и картиной расстройств, вызываемой этим очагом поражения. Этот принцип оправдал себя при описании неврологической и ЭЭГ-информации, но, главное, такой подход позволяет проводить сравнительный анализ всего комплекса клинических данных с данными нейропсихологии [8-10]. На схеме представлены структурные блоки, характеризующие функциональное значение отдельных сиcтем головного мозга как корковых, так и подкорковых структур мозга. С учетом значимости проблем афазий состояние речевой сферы было проработано более детально, и патологические речевые симптомы выделены в самостоятельную схему. Для каждой зоны мозга дано описание центрального механизма расстройства. Приведем в качестве примера блоки описания височных отделов мозга: Височные отделы мозга (42 и 22 вторичные поля) А. Нарушение слухового гнозиса (левое полу-шарие) а) сужение объема слухового восприятия: при оценке неречевых и речевых стимулов; б) аритмия (нарушение восприятия и оценки акцентированных и неакцентрированных ритмов). Б. Нарушение слухового неречевого гнозиса (правое полушарие) а) нарушение слухового гнозиса: 1) амузия (нарушение узнавания мелодий): 2) аритмия (нарушение восприятия и оценки ритмической структуры заданного ритма, больше страдает восприятие неакцентированных ритмов); 3) слуховая агнозия (нарушение предметной отнесенности невербальных "шумов": шум дождя, шагов, поезда и т. ............ |