Министерство науки и образования Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
кафедра общей психологии
Индивидуальная работа по курсу ФЦНС и ВНД на тему
«Нейрофизиологические корреляты сознания и речи»
Выполнила студентка 1 курса
группы П-11
Державина Анастасия
Александровна
Проверила Чербаджи А.А.
Севастополь 2010
Содержание
Введение
1.Сознание
1.1 Понятие сознания
1.2 Нейрофизиологические корреляты сознания
1.3 Внимание и сознание
1.4 Электрическая активность мозга человека
2.Речь
2.1 Понятие речи
2.2 Речевые структуры мозга
2.3 Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
2.4 Современная модель речевой деятельности человека
Заключение
Литература
Введение
О том, что представляет собой сознание, высказывается большое разнообразие мнений. Можно определять сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам. В нейрологии сознание сопоставляется с состоянием бодрствования. Согласно условнорефлекторной теории Павлова, сигналы осознаются в том случае, когда они приобретают характер элементов второй сигнальной системы, то есть выражаются словом. Слово непосредственно связано с речью.
Актуальность темы моей работы заключается в том, что к сознание включает в себя такие важные для человека формы психической деятельности, как ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю. Речь играет важную роль в жизни человека. Она тесно связана со всеми психическими функциями-процессами. Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи.
Цель моего реферативного исследования – рассмотреть понятия сознание и речь,объяснить нейрофизиологические корреляты сознания и речи а также выяснить их связь с деятельностью центральной нервной системы человека.
1. Речь
1.1 Понятие сознания
Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности, она включает в себя и осознание человеком своей психической деятельности.
В нейрологии сознание ассоциируют с состоянием бодрствования, способностью воспринимать, взаимодействовать и общаться с окружающей средой и с другими людьми. По объективным критериям состояние сознания человека определяют как суженное, уменьшенное или восстанавливающееся; сознание может быть потерянным, подавленным и вновь восстановленным. В наиболее общей форме быть в сознании — это значит быть бодрым, активным, бдительным и настороженным.
При нормальном состоянии бодрствования сознание — это, прежде всего, проявление поведения человека. Сознание является содержанием жизненного опыта в каждый момент времени. В этом смысле сознание обращено внутрь человека и касается такой качественной стороны, как субъективные размеры жизненного опыта. Наряду с этим сознание является всегда персональным и требует от субъекта определенной точки зрения. Содержание сознания является стабильным на протяжении коротких периодов жизни, но, как правило, варьирует в течение длительных интервалов. Сознание является центральной для человека величиной: продолжение человеческой жизни, когда его сознание утрачивается необратимо, в клинической практике рассматривается как напрасное усилие.
С помощью сознания целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт - есть процесс осознания действительности.
Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю.
1.2 Нейрофизиологические корреляты сознания
Любым произвольным (субъективным, осознанным) действиям человека соответствует определенный паттерн нейронной активности в различных областях мозга. ............