Из опыта работы воспитателя
дошкольного образовательного учреждения "Спутник"
Шлотгауэр Светланы Николаевны
"Нетрадиционные способы изображения объектов живой и неживой природы, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
п. Мирный
Зональный р-он
2009 г.
Содержание
1. Актуальность опыта
2. Условия возникновения и становления опыта
3. Цель, задачи
4. Условия формирования опыта
5. Организация занятий
6. Результативность
7. Адресная направленность
8. Трудоемкость
Два мира есть у человека;
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
1. Актуальность опыта
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций)-одна из наиболее сложных и интересный задач современной педагогики. И хотя в народе говорят " Век живи - век учись", важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности. Недостаточно эта проблема рассматривалась в процессе такой формы художественно-продуктивной деятельности, как нетрадиционные способы рисования. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Но несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
При этом важно целенаправленное обучение, на что обратили внимание Н.В.Дубровская, И.В.Щербакова и другие; результат предшествующего действия становится средством реализации последующего и предполагает формулировку центрального творческого задания, которое ориентировало бы детей на конечный результат и высвечивало бы траекторию движения к этому результату.
Формировать творчество у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения (В.В.Давыдов). ............