Часть полного текста документа:Неправомерность реструктуризации предприятий при внешнем управлении Хайруллин Рустам Бариевич, арбитражный управляющий "Цель внешнего управления - восстановление платежеспособности должника не соответствует цели российской реструктуризации предприятий при банкротстве - создание нового юридического лица с хорошими активами." В теории антикризисного управления реструктуризация - это структурная перестройка всех сфер деятельности предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех имеющихся ресурсов - материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных. Современная зарубежная теория и практика определяет возможность проведения реструктуризации как механизма антикризисного управления. В России возникла тенденция отождествлять антикризисное управление и арбитражное управление. В результате теория реструктуризации при антикризисном управлении без критического осмысления интерполируется на судебную процедуру - банкротство, что может привести к нарушению действующего законодательства. Законодатель ввёл ограничения статьёй 58 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которая устанавливает последствия введения наблюдения и всегда предшествует внешнему управлению. Пункт 3 статьи 58 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает правило, в соответствии с которым органы управления должника с момента введения наблюдения не вправе принимать решения о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах. Норма направлена против широко распространённого увода должником активов в преддверии банкротства. Данную логику необходимо интерполировать и на внешнее управление. Причём в число заблуждающихся попало и федеральное правительство. При проведении внешнего управления в России широко распространена реструктуризация предприятия, когда активы должника выводятся во вновь созданное предприятие. Правомерность создания предприятия при внешнем управлении необходимо исследовать и учесть негативные последствия при принятии новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Постановлением Правительства РФ "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" от 22 мая 1998 г. за № 476 и Положением "Об ускоренном порядке применения процедур банкротства" .... предлагается при банкротстве проводить реструктуризацию предприятий по следующей схеме. 1. Создание на базе имущества должника ОАО. 2. Передача в актив нового ОАО имущества должника. 3. Замещение в активах должника переданного имущества на акции вновь созданного ОАО. 4. Продажа акций на торгах, а вместе с ними и контроля над ОАО обладающего имуществом должника. 5. Поступление средств за проданные акции на р\с должника и распределение указанных средств между кредиторами согласно требований законодательства. Результатом указанных действий должно стать: 1. Появление нового предприятия с имуществом, без долгов и с оборотными средствами. 2. Ликвидация задолженностей "старого" предприятия вместе с самим предприятием через банкротство. Большее распространение получила слегка изменённая схема ликвидации должника через реструктуризацию, когда внешний управляющий продаёт неэффективную часть имущества должника с торгов, а эффективный бизнес передаёт вновь созданному обществу за акции. И в первой и во второй схеме должник становится акционером или участником созданного юридического лица. ............ |