Часть полного текста документа:Философия неомарксизма Неомарксизм - совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к "реальному социализму" и его "марксистско-ленинской" идеологии. Настоящим ядром "неомарксизма" - и в организационно-практическом и в идейно-практическом планах - явилась Франкфуртская школа, которая сложилась в конце 20 - начале 30-х годов на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В ее состав вошли М. Хоркхоркхаймер, Т.В. Адорно, Ф. Поллок, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. После ВОВ, они продолжили свою работу в Институте, где вокруг них сформировалось новое поколение сторонников "неомарксизма" - А. Шмидт, Ю. Хабермас, А. Валмер и др. Различные варианты этого течения сложились и в других странах - Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др. Среди "неомарксистов" наиболее популярны имена французов А. Лефевра и Ж.-П. Сартра, американского социолога Р. Миллса, итальянца Э. Пачи, польского ревизиониста Л. Колаковского, главы чешских ревизионистов К. Косика и др. Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление марксизма - течение, ревизующее марксизм-ленинизм. Своего рода классикой "неомарксизма", является книга Г, Лукача "История и классовое сознание"(1923). Кроме данной книги в числе основополагающих "неомарксистских" трудов фигурирует работа К. Корша "Марксизм и философия" (Германия, 1923; М.-Л., 1924). Вышедшие примерно в одно и тоже время, эти книги стали основополагающими для "неомарксизма". Франкфуртская школа сыграла очень большую - в некоторых отношениях решающую роль, в разработке и распространении "неомарксистского" комплекса идей, чему способствовал отчетливо выраженный "институционный" характер школы1, наличие институтов в качестве базы, журналов, ряда регулярно издаваемых "серий" теоретических работ, единство общей концепции и тд.2 "Неомарксисты" Франкфуртской школы имели едва ли не самые прочные позиции, позволившие им оказать более глубокое воздействие на социально-философскую и литературно-художественную жизнь Западной Германии, чем это удалось их коллегам в других странах. Идеологи Франкфуртской школы противопоставляют свою теорию подлинного марксизма - советскому марксизму-ленинизму (который, по их мнению, не соответствовал нашему времени, не способен был дать "критику развитого индустриального общества" и придерживался ряда "устаревших догм"). Первое, что предлагают сделать "неомарксисты" - это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма. Это суждение Маркузе обосновывает тем, что важнейшей особенностью высокоразвитого индустриального общества является восполнение рабочим классом этого общества, в результате манипулирования потребностями и сознанием рабочих масс со стороны господствующих классов. Маркузе выдвинул понятие "одномерного человека" ("Одномерный человек". Очерки по идеологии развитого индустриального общества* - книги, где наиболее последовательно и четко были изложены идеи Маркузе) - личности, ориентирующейся на деформированные современным капитализмом потребности, конформиста, утратившего критическое отношение к действительности. ............ |