Часть полного текста документа: Участившиеся в последнее время сообщения о трудностях, связанных с удовлетворением прав кредиторов обанкротившихся банков, вызывают некоторое недоумение. Например, известие о том, что все исполнительные листы, выданные различными судами вкладчикам банка "Чара", собираются в Таганском межмуниципальном суде, который занимается подсчетом активов и их соразмерным распределением между всеми кредиторами, получившими на руки исполнительные листы. В данной ситуации суд выполняет такие задачи, которыми ранее он никогда не занимался и вряд ли должен заниматься. Высказывается мысль о том, что это происходит в результате отсутствия какого-либо правового регулирования указанных вопросов, некоторые предлагают Центральному банку Российской Федерации утвердить отдельную инструкцию по регулированию вопросов, связанных с ликвидацией несостоятельных банков. Однако, по моему мнению, такое положение дел сложилось не по причине пробела в правовом регулировании указанных отношений, а в результате незнания либо неправильного применения норм законодательства о банкротстве Центробанком России и другими субъектами права. Истинная причина этой проблемы, на мой взгляд, в том, что Центральный банк в своих отношениях с коммерческими банками руководствуется законами о Центральном банке РФ, о банках и банковской деятельности, собственными инструкциями и телеграммами и "забывает", что как его собственная деятельность, так и деятельность коммерческих банков регулируется другими законами и подзаконными актами. Сложности, возникшие при удовлетворении требований кредиторов-вкладчиков, как раз и являются следствием такой "забывчивости". Отсутствие телеграмм или инструкций Центрального банка РФ, касающихся прекращения деятельности банков, у которых отозвана лицензия, само по себе не означает отсутствия какого-либо правового регулирования в этой области вообще. Существует Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве), который достаточно подробно регулирует порядок ликвидации несостоятельных предприятий. Можно ли применять нормы указанного Закона к отношениям, связанным с банкротством банков? Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" установлена только одна особенность производства по делу о несостоятельности коммерческих банков: кредиторы, должник, прокурор вправе обратиться с заявлением о признании коммерческого банка несостоятельным только после отзыва лицензии на право совершения банковских операций (ст. 11 Закона о банкротстве). Таким образом, на Центральный банк РФ возложена функция предопределения, предварительного решения вопроса о несостоятельности банков. Кроме того, Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии означает невозможность совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда. Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано. ............ |