Часть полного текста документа:Некоторые реалии постмодерна в политическом развитии Запада и Востока Буравлева Н.В. Термин "постмодерн" используется для условного обозначения нынешнего этапа в развитии мирового сообщества, главной отличительной чертой которого стал всеохватывающий процесс вестернизации или оксидентализации, т.е. заимствование путей и методов становления западной цивилизации и усвоение ее правил и методов производства, распределения и обмена, технологий, денег, культуры, образа жизни. Оксидентализация - триумф демократических форм организации власти и планетарной научно-технической модели преобразования мира. Демократия, при всех ее недостатках и несовершенствах, обладает способностью обеспечить гражданскую устойчивость, социальную стабильность, позволять индивидам организовывать свою жизнь в условиях свободы и ответственности. В ходе внедрения демократических методов осуществления власти происходит их синтез с национальными особенностями отправления власти, реалиями политической жизни и политической культуры. [c.125] Вестернизация мира проходит под знаком модернизации, влияющей на все регионы мира, которые начинают использовать одни и те же стандарты, мыслить и действовать в единой системе координат. Оксидентализация создает единый монолитный универсальный мир. Динамика процессов мыслится в движении к единству на основе капиталистического способа производства. Процессы оксидентализации во всей их глубине охватывают сначала структуры власти, отношения собственности и образ мысли творческих элит. Однако и массы вовлекаются в эти процессы путем имитации образцов потребления и усвоения их через западные культурно-психологические стандарты и мотивации, через распространение массовой культуры. Между тем большая часть населения развивающихся стран, втягиваясь в орбиту постмодернизма, заведомо не готова морально, физически и интеллектуально адаптироваться к этим ритмам. Современное производство, формы организации труда, новых отношений, распространяемые Западом в развивающихся странах, отнюдь не производят там решающих позитивных изменений, а входят как бы кассетой в их жизнь. Модели и программы помощи, распространяемые такими международными институтами, как Международный валютный Фонд, Международный Банк реконструкции и развития, удивительно трафаретны. Они игнорируют индивидуальное географическое и культурное своеобразие разных народов. Инстинкты самосохранения народов, ощущение необходимости защитить от разрушения свои самобытные культуры и вековые традиции будут постоянно толкать их на сопротивление насильственной оксидентализации. Одним из ярких примеров такого сопротивления является рост исламсколго фундаментализма, возрождение народами мусульманского мира своих традиций и местных культур. Но, не принимая вестренизацию, исламский фундаментализм не отрицает успехов западной научной модернизации, но отвергает модернизацию как таковую, когда она приходит в форме западного господства. Страны, народы и цивилизации, оказывающиеся в орбите западного влияния, могут перенять много полезного для себя, для реализации собственных надежд, саморазвития, самоуважения. Они порабощаются и одновременно освобождаются, учась формулировать свои национальные цели, мобилизовывать национальные богатства и человеческие ресурсы своих стран к достижению этих целей. Ответом развивающихся стран на безоглядную оксидентализацию стал рост национального самосознания и национализма. ............ |