Часть полного текста документа:НДС-счета: нарушение конституционных основ налогообложения Мария Владимировна Андреева В рамках объявленной редакцией дискуссии автор статьи рассматривает концепцию введения в России специальных НДС-счетов с позиций не столько ее целесообразности, эффективности и разумности, сколько соответствия конституционным нормам в сфере налогообложения. По мнению автора, предложенные правительством меры нарушают ряд принципов, закрепленных и гарантированных Конституцией РФ. Единственной целью, которая преследуется при введении НДС-счетов, является борьба с недобросовестными налогоплательщиками. Вносимые предложения направлены на устранение злоупотреблений, связанных с уклонением от уплаты полученного от покупателя НДС или возмещением из бюджета налога, который в него не поступал. Вместе с тем введение НДС-счетов означает регулирование налоговых отношений исходя из презумпции недобросовестности налогоплательщика. Иными словами, налогоплательщики заведомо поставлены в положение недобросовестных лиц, нарушающих законодательство о налогах и сборах. Посему государство считает необходимым предложить такие способы регулирования налоговых правоотношений, которые не позволят налогоплательщикам и далее нарушать закон. Однако прежде чем вводить и использовать подобные способы, недобросовестность налогоплательщика должна быть доказана в установленном порядке. Так, в Определении от 14.05.2002 № 108-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что именно налоговые органы обязаны доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщика в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. В данном случае, напротив, налогоплательщик презюмируется недобросовестным, нарушающим налоговое законодательство до тех пор, пока сам не докажет обратное. Регулирование налоговых отношений, исходя из презумпции недобросовестности налогоплательщика, противоречит выводам Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлениях от 12.10.98 № 24-П, от 28.10.99 № 14-П, Определении от 25.07.2001 № 138-О. Суд неоднократно высказывался о том, что в сфере налоговых отношений действует как раз презумпция добросовестности налогоплательщика. В особом мнении к Постановлению от 04.04.96 № 9-П М.В. Баглай указал, что при выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципов добра и справедливости, закрепленных во введении к Конституции РФ. Это предполагает учет законодателем презумпции добросовестности налогоплательщика при регулировании налоговых отношений. Концепция введения НДС-счетов, которая исходит из предположения, что все налогоплательщики - потенциальные нарушители законодательства, не может быть одобрена, как нарушающая конституционные основы налогообложения. Предложенная концепция нарушает и другой конституционный принцип - свободы экономической деятельности. Он выражается в том, что каждый имеет право на использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Введение НДС-счетов означает установление правил налогообложения, способных привести к лишению налогоплательщиков (равно как и неплательщиков НДС1) права на использование своего имущества в предпринимательской деятельности, а значит, и дохода (прибыли) от его использования. ............ |