Часть полного текста документа:Наука и образование в обществе интеллектуальной культуры В.А.Лавриненко Культура - уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Каждая общественная формация характеризуется определенным типом культуры. Обществу 21 в. будет свойственна интеллектуальная культура, которая будет характеризоваться интеграцией различных наук, всеобщей информатизацией и гуманитарным контролем. Культура - это то, что создается заново каждый день. Цель культуры - сознательное применение уже усвоенных истин. Корни культуры питает наука, целью которой является поиск истины. В 20 в. наука вытеснила миф и стала главным средством объяснения мира. Наука превратилась в непосредственную производительную силу. Человек создал по сути параллельный мир ("вторую природу"). 90 % всех предметов, созданных человеком, придуманы в 20 в. Принципы сочетания исследования, обучения и культуры разработаны в древние века в таких учебных заведениях как Академия Платона, Ликей Аристотеля, Музей Птолемея, Пифагорейский союз. Современная модель образования была создана в 60-х гг., когда произошло слияние либеральной (схема: деятельность-сознание-личность) и утилитарной (знания-умения-навыки) концепций образования в единую интегрирующую теорию и разработаны критерии образования: 1) передача знаний определенной ценности; 2) осмысление и осознание метода обучения и восприятия нового знания (в отличии от внушения); 3) понимание связи своих действий со всем остальным, понимание их места в целостной модели жизни. Необходимо отметить, что формирование современной модели образования совпало со вступлением общества в фазу массового потребления, когда высокие темпы развития экономики стали опережать ответные действия людей по разумному природопользованию, организации гармоничного взаимодействия природы и человека. В обществе заговорили об экологическом кризисе. Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере прогресса, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является открытым, а история цивилизации зависит от самого человека [1-7]. Современный этап развития цивилизации характеризуется тем, что на смену обществу массового потребления пришло информационное общество, которое имеет следующие черты: - возрастает динамизм жизни: происходит, как говорят, "сжатие времени и пространства" - уменьшение "дистанции" между появлением новой информации и освоением ее человеком; - системы преобразования информации становятся важнейшим структурообразующим фактором жизни общества, охватывая экономику, искусство, науку, управление, международные отношения, образование, культуру; - снижается потребность (на единицу продукции) в сырье и энергии за счет увеличения скорости и объемов информационных потоков; - первичный фактор производства - знания, а не капитал; - ключевые технологии - организационные, деятельностные, информационные, а не машинные; - человек активно преобразует информацию (творит), а не пассивно воспринимает; - эффективный труд за счет использования безлюдных технологий освобождает время для повышения культуры, самообразования, досуга; - система образования занимает более важное место в жизни общества, чем политика; высшим образованием охватывается большая часть общества; в системы образования и здравоохранения вкладываются все большие финансовые средства; - изменяется определение категории "знание" - происходит переход от обладания знаниями к управлению знаниями; - ключевой результат образования - методы мышления и способы деятельности, а не знания; - власть интеллекта пронизывает другие ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную, информационную). ............ |