Юлий Анатольевич Шрейдер (1927-1998) – математик, кибернетик, философ, автор большого количества книг и статей по философии. Его работы стали классическими в российской философской литературе. В 1969 г. в журнале «Новый мир» была опубликована статья «Наука – источник знаний и суеверий», состоящая из 4 глав.
В первой главе статьи рассматривается вопрос о месте научного знания в жизни нашего общества. Если совершить экскурс в историю человеческой цивилизации, то можно заметить определяющую роль науки. Начиная с древних цивилизаций Востока, Египта, Месопотамии, Вавилона, Китая человек сделал первые твёрдые шаги на пути к овладению и осмыслению окружающего мира и осознанию своего места в нем. Наряду с формированием в центрах древней культуры первых религиозно-философских течений начинают свое развитие научные знания. Так в Древнем Китае был изобретен компас, прототип сейсмографа небесный глобус. Китайские ученые уточнили значение числа Пи. Изобретение бумаги и туши создали условия для начала книгопечатания.
Шумерская культура была колыбелью культуры всего человечества. Именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг, первыми научились выплавлять бронзу и изготавливать цветное стекло. Шумерские астрологи установили, что год состоит из 365 дней и поделили его на 12 месяцев. Эти факты свидетельствуют о том, что наука в любой известной нам культуре влияла на прогресс общества и развитие производительных сил.
В современном мире роль науки невозможно переоценить. Она стала основой нашего мировосприятия, фундаментом наших представлений об окружающем мире. Сегодня научные знания проникают во все сферы жизнедеятельности общества и во все области культуры. Люди с уважением и доверием относятся к науке, верят в надёжность научных сведений, в то время как специалисты в той или иной области могут критически относиться к теориям и гипотезам.
Наука и искусство – неотъемлемые части нашей жизни. Если наука направлена на объяснение разных явлений жизни, решение жизненно важных проблем существования, то искусство обращено к эмоциональному миру человека. Искусство хотя и не дает никакого дополнительного знания по отношению к научному, зато приносит эстетическое наслаждение, формирует культуру общества. Сегодня развиваются точные научные методы изучения выразительных средств искусства, например, компьютерные аранжировки и моделирование музыкальных произведений.
Современный человек верит в общезначимость научного знания. И вместе с тем необходимо признать, что искусство тоже дает определенные знания о мире.
В современном мире для науки практически нет запретных областей. Некоторые ученые не разделяют эту точку зрения с этических позиций. Вместе с тем наше воображение поражают разнообразные научные открытия, которые еще недавно казались фантастикой. Создаётся уверенность во всемогуществе науки. Велико желание людей расширить сферу научного познания, получить все знания о мире с научной ясностью и достоверностью. Веря в научный прогресс и безграничную мощь науки, мы стремимся в наших суждениях о разных сферах жизни и жанрах (видах) искусства опираться на научные методы.
Необходимо ясно понимать природу научных истин и научных доказательств. Точные и естественные науки характеризуются конкретностью результатов, которые справедливы при строго определенных условиях. ............