Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Российский Государственный торгово-экономический университет
Ивановский филиал
Кафедра иностранных языков
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Русский язык и культура речи”
На тему: “Научный и публицистический стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи”
Иваново 2008
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
3. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ РЕЧИ
4. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
5. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
6. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
7. СИНТАКСИСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
8. ЖАНРЫ СТИЛЯ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Научный стиль оказывает сильное и распространенное влияние на весь литературный язык посредством перехода терминов в повседневный язык. Он ориентирован на точную, объективную, последовательную и монологическую манеру изложения, обобщенность и отвлеченность языка, логичность и подготовленность. В научном стиле преобладает прямой порядок слов в предложениях. Научный стиль считается наиболее регламентированным и наименее индивидуальным. Языковые средства, используемые в нем, нуждаются в точных и строгих понятиях. Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.
Анализ композиции научного текста, проведение научной дискуссии позволят закрепить стилевые особенности научной речи и языковые средства, используемые в ней, а также приобрести навыки публичного выступления в научной коммуникативной ситуации.
В системе языковых уровней в научной речи слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической категорией. В научном стиле в основном используется письменная речь, но в процессе развития научных открытий, и средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения.
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. В научном изложении почти не употребляются слова выражающие единичные понятия, конкретные образы.
2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Данная функционально-стилевая разновидность литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, докладах, лекциях, учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т. д.
Здесь необходимо отметить ряд существенных функции, которые выполняет эта стилевая разновидность: 1) отражение действительности и хранение знания ( эпистемическая функция); 2) получение нового знания (когнитивная функция); 3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. ............