Народовластие как идея политической социализации
Москва, 2010
Идея политической социализации
Социализация политическая (от лат. socialis – общественный) – в западной политической науке обычно рассматривается как процесс включения индивида в политическую систему, которая оснащает его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В рамках бихевиористского направления в политической науке С.п. рассматривается в виде процесса формирования политического поведения граждан, а также адаптации человека к политической системе. Перевод внимания исследователей с внешне наблюдаемого поведения человека в сфере политики к сопутствующим ему формам мышления послужил общепсихологическим интерпретациям С.п. Представители культурно-антропологического направления рассматривают С.п. с точки зрения основного механизма культурной трансмиссии, т.е. передачи политической культуры от одного поколения другому. В современное представление о С.п. включаются положения, делающие ставку не на системы социальных взаимодействий, а на пространственно-временные интерпретации, которые раскрывают содержание С.п. в генезисе форм становления и развития бытия человека политического.
Ответив на вопрос что такое идея, можно будет произвести отбор тех идей, которые окажутся пригодными для решения поставленной проблемы социализации. Идея - это, прежде всего программа некоторого поведения, в самом широком смысле. Одна и та же идея может существовать в обыденном сознании как принцип, обеспечивающий правила повседневного поведения. Тогда она приобретает вид социальных стереотипов, моральных максим, суждений здравого смысла и житейской мудрости, а также пословиц и поговорок. Она может приобретать форму, как религиозных верований, догматов, мифов, так и научных теорий. Те действующие программы поведения, которые человеком не осознаются, обычно не называют идеями. Теоретическая идея создает возможность понимания и организации знаний в систему. Это программа умственного поведения ученого, обеспечивающая понимание, предвидение и организацию фактов. Идея любви человека к человеку как средства управления поведением человека и его выживания достаточно распространена, но при этом не замечают того, что проявления энергии любви зависят и от других идей. Например, соединение ее с идеей расового превосходства или с идеей классовой борьбы любовь выращивает фашизм и практику коммунизма. Ведь большинство войн ведется не из врожденной агрессивности и злобности человека, а для защиты любимых и близких от врага. В рэкете любовь жертвы к заложнику соединяется с респектабельной и богоугодной идеей получения прибыли. Значит, любовь сама по себе не может быть средством возрождения человека, а тем более государства, так как результат зависит оттого, какой идеей связывается любовь. Правовая идея обеспечивает представления людей о социальной справедливости и способствует не только справедливому или несправедливому поведению, но и посредством идеи власти влияет на организацию управления обществом. Ведь власть может существовать только в том случае, если и властвующие и подчиняющиеся власти люди разделяют эту идею власти. Существуют различные идеи власти от единовластия до прямого народовластия, имеющие различные оттенки и вариации. ............