ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломного исследования определяется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» (19; с.87). Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям».
Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Поэтому чрезвычайно актуальна разработка методики использования народного творчеств в работе с детьми.
Современной педагогике присущ гуманистический подход к ребенку, поскольку гуманистические задачи являются важнейшими, поставленными самой жизнью. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический или ценностный, подход, выступающим своеобразным мостом между практикой и теорией. Он позволяет, с одной стороны, изучать явление с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей детей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся: равноправие в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого.
В последнее время педагоги-теоретики разрабатывающие принципы и методы аксиологического воспитания все чаще стали обращаться к опыту народной педагогики.
Идея народности воспитания была высказана еще до революции 1917 года и после была глубоко развита революционерами-демократами В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовыми Н.Г. Чернышевским. ............