Введение Театр был открыт 13 января 1934 года. В этот день состоялась премьера первого музыкального спектакля «Айман-Шолпан» на либретто Мухтара Ауэзова. В нем прозвучали народные песни и Кюи, обработанные Иваном Коцыком. Успех спектакля был грандиозным. Спектакль давали без перерыва 100 раз. Вся страна узнала о рождении нового театра. Конечно оперный театр – это детище, прежде всего и энтузиастов, деятелей литературы, композиторов, писателей, художников, актеров с хорошими вокальными данными, всю свою жизнь посвятивших служению одному из прекраснейших искусств – опере. Эти люди вошли в историю национальной культуры. Их деятельность находила свое продолжение все эти 70 лет, обогащаясь и развиваясь. Их имена знают, любят и помнят любители классической музыки, они давно стали корифеями музыкальной культуры Казахстана: Куляш Байсеитова, режиссер Жумат Шанин, певец и режиссер Курманбек Жандарбеков, певец, режиссер и драматург Канабек Байсеитов, танцовщица Шара Жиенкулова, певец Манарбек Ержанов, художник Анатолий Ненашев, писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Бейимбет Майлин, композитор Евгений Брусиловский. Е.Г. Брусиловский был первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Следующие спектакли были: «Кыз Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936). Огромный путь прошел театр – от простой одноголосной народной песни к симфоническому оркестру, к многоголосному хору, к оперным и балетным произведениям, от народного музицирования, к законченному музыкально-профессиональному образованию.
Казахский государственный ансамбль народного танца Первый большой успех театра состоялся в дни Декады казахской литературы и искусства в г. Москве в 1936 году. С большим успехом прошла опера «Кыз Жибек» с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила необыкновенное признание. Все газеты пестрели восторженными откликами о новом театре и его певцах. Куляш Байсеитовой, первой певице-казашке было присвоено звание народной артистки СССР. Для пополнения театра новыми более профессиональными кадрами, были созданы национальные балетные, вокальные и драматические отделения в Московской консерватории и других учебных заведениях России. Их выпускники: Байгали Досымжанов, Ануарбек Умбетбаев, Ришат и Муслим Абдуллины, Шабал Бейсекова, Каукен Кенжетаев, Мукан Тулебаев и другие. В 1941 году театру было присвоено почетное звание Академический.
В годы войны театр разделил с народом все его тяготы. Тем не менее, несмотря на все сложности, было закончено строительство нового здания театра, 1944 г. – ознаменовался рождением казахской оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, либретто М. Ауэзова. Это, несомненно, большая творческая удача, ставшая основной в репертуаре театра и по сей день. К 100‑летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева, театру оперы и балета было присвоено имя Абая. Художественное руководство театра большое внимание уделяло репертуару. Ставились как русские, европейские так и казахские оперы. Многие из них сошли со сцены, не выдержав проверку временем. Другие напротив вошли в «золотой фонд» казахской музыки, такие как «Бижан и Сара». Примечательно, что в те годы такие спектакли как «Евгений Онегин», «Чио-Чио-сан» и другие шли на казахском языке.
50‑е годы ознаменовались появлением профессиональных музыкантов, получивших специальное высшее образование Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Эра Епонешникова, З. Райбаев, С. Кушербаева, началась новая страница истории театра. ............