Часть полного текста документа:Направления реформ социального обеспечения Питер А. Дайэмонд, профессор экономики Массачусетского технологического института, США Перевод с английского Э.П. Крайнова. Вступительное слово профессора В.В. Ильина, Академия бюджета и казначейства Минфина РФ Предлагаемая читателю статья Питера А. Дайэмонда представляет собой изложение доклада, прочитанного на проходившем в Москве 55-м Конгрессе Международного института государственных финансов (МИГФ) "Государственные финансы и социальное обеспечение в условиях переходного периода". Питер А. Дайэмонд, достаточно известный на Западе ученый в области экономики и финансов, является профессором экономики в Массачусетском технологическом институте. Им написан ряд основополагающих работ в различных областях экономики, таких как проблемы государственного долга, налогообложения, а также социального обеспечения и страхования. Что касается России, то вопросы пенсионного обеспечения в нашей стране имеют свою особую специфику. Монополия советского государства на управление социальной и экономической сферами привела к установлению пенсионной системы, основанной на принципах солидарной ответственности, зависимости пенсионного обеспечения от текущей заработной платы работающих. Однако в условиях переходного периода эта система выявила ряд неблагоприятных тенденций, нивелирующих личную ответственность граждан в обеспечении собственного благополучия в старости, а следовательно, снижающих и стимулы к повышению трудовой активности. Более того, Россия, как и ряд других стран, напрямую столкнулась с негативными демографическими тенденциями (отчасти в России вызванными неблагоприятными экономическими и социальными изменениями переходного периода). Анализ мирового опыта позволяет сделать вывод, что большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также ряд стран Латинской Америки при реформировании своих пенсионных систем остановили выбор на многоуровневой смешанной накопительно-солидарной системе. В России сейчас также активно обсуждаются возможности перехода к многоуровневой государственной пенсионной системе: социальным пенсиям для граждан, которые не заработали трудовую пенсию, и трудовым пенсиям (накопительным и условно-накопительным). Вместе с тем разработчики таких систем ясно представляют, что при их реальном осуществлении возникнут достаточно серьезные проблемы, решать которые необходимо уже сейчас. В первую очередь это проблема так называемой "истории накоплений". В России на первом этапе осуществления пенсионной реформы будет очень высокой доля получателей пенсий, которые внесли свой вклад в прошлые годы в условиях действия распределительной пенсионной системы и не создавшие личных накоплений или имеющие их в недостаточных размерах на персональных счетах. Естественно, что это, скорее всего, приведет к росту государственного долга и расходам по накоплениям нынешнего поколения. Выход - в разработке стратегии постепенного перехода, т.е. параллельного существования старой (с элементами накопления) и новой (накопительной) систем. В докладе профессора Дайэмонда читатель вряд ли найдет ответ на вопрос о конкретных механизмах внедрения прогрессивных пенсионных систем. ............ |