План
1. Особенности проведения фактических проверок
2. Нововведения Налогового Кодекса при проведении документальных проверок
1. Особенности проведения фактических проверок
Глава 8 Налогового кодекса Украины посвящена налоговым проверкам и предусматривает камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.
Последние пришли к нам вместе с Налоговым кодексом и являются абсолютно новым инструментом «налоговика».
Так, согласно подпункту. 75.1.3. ст. 75 Налогового кодекса фактическая проверка - это проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.
Таким образом, налоговый инспектор может посетить любое помещение, используемое «потенциальным» налогоплательщиком и определить реальность обязательств такого плательщика.
Определен и предмет проверки. Она осуществляется органом государственной налоговой службы относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Согласно этому посетить можно даже просто для установления наличия свидетельства о государственной регистрации СПД и провести опрос имеющихся в помещении лиц по вопросам наличия трудовых отношений и соответствующего их оформления.
Порядок проведения фактической проверки установлен статьей 80 Налогового кодекса.
Прежде всего, надо знать, что фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).
Основанием проведения фактической проверки является решение руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки.
Решения руководителя налогового органа может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
· в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;
· в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров;
· письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
· непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;
· получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;
· в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства относительно расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами). ............