Часть полного текста документа:Налогообложение субфедеральных ценных бумаг и финансовые потоки местных органов власти А.А. Мурынов, аспирант кафедры "Налоги и налогообложение" В отечественной практике ценные бумаги органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления получили название субфедеральных ценных бумаг. В отличие от государственных ценных бумаг Российской Федерации субфедеральные ценные бумаги являются более рискованными и менее ликвидными, поэтому равновесная рыночная ставка процента в сфере обращения ценных бумаг местных органов власти, при прочих равных, будет выше, чем на рынке ценных бумаг Федерации. Основной целью осуществления вложений в субфедеральные ценные бумаги для инвестора является получение процентного дохода, который может быть представлен в виде денежного потока, поступающего владельцу ценных бумаг в течение всего периода владения ими. Как составная часть совокупного годового дохода инвестора процентные платежи по субфедеральным ценным бумагам могут рассматриваться как объект налогообложения. Налогообложение доходов по субфедеральным ценным бумагам В России процентные доходы, выплачиваемые по ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления, до 1997 г. не облагались ни подоходным налогом с физических лиц, ни налогом на прибыль предприятий. Однако после внесения изменений и дополнений в закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с законом от 10.01.97 г. № 13-ФЗ, доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам субъектов РФ и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным после 21.01.97 г., облагаются налогом на прибыль по ставке 15% отдельно от других видов доходов. Суммы налога взимаются у источника выплаты и зачисляются в доход федерального бюджета. В то же время процентные доходы физических лиц по субфедеральным ценным бумагам до настоящего времени не облагаются подоходным налогом. Рассмотрим финансовые потоки (* Под "финансовым потоком" понимается непрерывный во времени процесс образования и использования фи-нансовых ресурсов. Подробнее см.: Семенкова Е.В. Ценные бумаги в системе финансовых потоков. М., 1998), возникающие в системе "Эмитент - Инвестор - Бюджет", связанные с размещением, обслуживанием, погашением и налогообложением государственных ценных бумаг РФ (рис. 1, а) и субфедеральных ценных бумаг (рис. 1, б). Анализ финансовых потоков, приведенных на рис. 1, позволяет сделать вывод о том, что введение федерального налога на процентные доходы по субфедеральным ценным бумагам, зачисляемого целиком в федеральный бюджет, приводит к нарушению баланса финансовых потоков в системе "Эмитент - Инвестор - Бюджет". В том случае, когда налогом облагаются доходы по ценным бумагам РФ, получателем налоговых доходов остается федеральный бюджет. Тем самым при определенных обстоятельствах государство может обеспечить более низкую стоимость государственных заимствований (* При условии, если возможности инвесторов по переложению налогового бремени на эмитента ограничены либо имеется возможность переложения этого бремени на другое государство в открытой экономике). Если же под налогообложение подпадают процентные доходы, выплачиваемые по субфедеральным ценным бумагам, финансовый поток процентного дохода не сопровождается обратным потоком налоговых доходов в региональные и местные бюджеты. ............ |