Часть полного текста документа:Надежда Петровна Ламанова Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец - Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. К сожалению, о матери Надежды Петровны никаких сведений до нас не дошло. Семья была на грани разорения (остались огромные долги после кончины старшего брата отца), когда двадцатилетняя Надя после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Надо было помочь поставить на ноги трех младших сестер. Проучившись два года в школе кройки О. Суворовой, Надя в 1879 году переходит на самостоятельную работу - закройщицей в известную мастерскую Войткевичей. И буквально сразу делает большие успехи - профессия была выбрана верно. ...Вскоре пришла печальная весть о кончине отца. После него осталось лишь небольшое имение, почти не приносившее дохода. Рассчитывать следовало лишь на собственные силы. Надежда Петровна как старшая из сестер становится главой и единственным кормильцем осиротевшей семьи (младшей сестре едва исполнилось шесть лет). В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве свое дело, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров. Это можно объяснить только тем, что обладавшая высочайшей культурой русская интеллигенция той поры почувствовала особый дар молодой Ламановой, ее способность быть не просто портнихой, а настоящим художником-творцом. Тем не менее, после открытия собственной мастерской и первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжала учиться - теперь в Париже - у известных, знаменитых в Европе модельеров. Несколько позднее произошло знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре, перешедшее затем в длительную творческую дружбу. Постоянное совершенствование в избранной профессии и природный талант сделали авторитет ламановской мастерской столь высоким, что в 90-е годы на ее вывеске уже значилось - "Поставщик двора Его Императорского Величества". В этот период Надежда Петровна создает серии блистательных придворных туалетов, подлинных шедевров искусства. Часть из них хранится в Ленинграде - в фондах Государственного Эрмитажа. Эти вещи красноречиво говорят о том, что их творец - художник высочайшего класса, обладающий при этом оригинальным русским почерком. В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь она трудилась в костюмерной мастерской 40 лет - до последнего дня своей жизни. Под руководством Надежды Петровны "работались" костюмы для всех спектаклей театра. Круг друзей художницы к этому времени расширился. Среди близких ей людей были В. И. Мухина, М. Горький, М. Ф. Андреева, В. А. Серов. Кисти последнего принадлежит портрет Надежды Петровны, написанный в 1911 году. Октябрь 1917 года застал Н. П. Ламанову на пороге 56-летия. Можно было бы предположить, что знаменитому мастеру костюма с прочным и видным положением в обществе новая власть придется не по душе, сломает ее, лишит душевных и творческих сил - так ведь и случилось со многими представителями русской интеллигенции, некоторые из них навсегда покинули Родину. ............ |