Лекция по педагогической психологии (Ставропольский государственный университет, факультет психологии)
Тема: «Мышление как центральное звено процесса учения»
План
1. Общая характеристика процессов мышления.
2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
3. Индивидуальные различия и стили мышления.
4. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.
Литература
1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
2. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.
5. Петухов В.В. Психология мышления. - М.: МГУ, 1987.
6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
9. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.
1. Общая характеристика процессов мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мыслительный процесс – процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.
2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. ............