Часть полного текста документа:Музыка в преподавании литературы Марианна Борщевская гимназия №13 г. Нижний Новгород Об интегрированном сознании как примете времени сейчас много говорят и пишут. Литература и музыка - лишь один из аспектов проблемы, интерес к которому, помимо субъективного, обусловлен ещё и фактором объективным (поиском общих закономерностей художественного мышления, в каких бы видах искусства, жанрах, методах и формах они ни проявлялись). О способности музыки к синтезу с другими видами искусства, обусловленной исторически, знали и в XIX веке (Шуман, Лист, Вагнер, Мусоргский, Берлиоз), и в XX веке (Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Орф, Онеггер). Можно сказать, что при изучении литературного произведения в школе уже стало традицией использование музыкальных произведений или фрагментов в качестве иллюстрации и для создания определённого эмоционального настроя в классе (школьная фонохрестоматия); некоторые педагоги идут дальше, предлагая учащимся найти общее в настроениях двух произведений - музыкальном и литературном (чаще лирическом); приходилось встречать и такие уроки, где работу над сочинением на заданную тему (о природе, времени года) учитель проводил "под музыку", тем самым не столько эмоционально настраивая детей, сколько интеллектуально "расстраивая" их, отвлекая от сосредоточенной работы. Хотя прослушивание музыкального произведения до начала работы над словом, безусловно, сказалось бы положительно. При анализе литературных произведений уже давно используется музыкальная терминология: ритм, контрапункт, лейтмотив, симфонизм, полифонизм (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Н. М. Фортунатов). Тем не менее самое общее понятие - музыкальности литературного произведения, чаще применяемое к лирическим жанрам, стало настолько общим местом, что как бы и не заслуживает пояснения, а вызывает путаницу, даже ошибку (вот пример подобного утверждения: стихотворения Пушкина (Есенина) музыкальны, так как положены на музыку). Следует говорить здесь и о богатстве интонаций, ритмических, композиционных особенностях, о фонетической стороне стиха, и о разнообразии ассоциативного ряда, которое даёт поэтическое произведение (кстати, последняя характеристика особенно широко использовалась французскими, позднее русскими символистами), Если следовать аксиоме, по которой школьное гуманитарное образование - один из этапов на пути человека к освоению культуры, накопленной веками, и к постижению самого себя в этом мире, то нельзя не согласиться с Л. С. Неменской, формулирующей основные направления работы в этом плане: 1)развитие эмоциональности как культуры восприятия; 2)совершенствование навыков анализа; 3)знания об искусстве, их широта, многообразие и особая форма их восприятия; 4)построение целостной эстетической картины мира, выявляющей смысловую зависимость эстетических критериев, внутренних связей и культурных контекстов. Взаимодействие литературы и музыки на уроке даёт для вышесказанного богатейшие возможности. Следует отметить, что мы ни в коем случае не умаляем синтез искусства слова с живописью, архитектурой, кино, лишь актуализируем один из аспектов этой необходимой работы. Особенно широкие возможности в этом направлении предоставляет изучение произведений Тургенева. ............ |