Часть полного текста документа:Музеи природы как фактор становления и развития музейной педагогики Л. Н. Хицова, Воронежский государственный университет Феномен "музейная педагогика" во многих странах мира рассматривается как система "параллельного образования", которую можно приравнять к педагогической системе, имеющей определенный контингент, социальный заказ, особенности содержательного компонента, особую структуру дидактического процесса, уникальные возможности обучения. Музейная педагогика - интеграция музея (как основы, базы), музееведения и педагогической науки. Ее прерогативой являются изучение истории и особенностей культурнообразовательной деятельности, обобщение и реализация методов воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. Современная музейная педагогика, как считает Н.В. Соловьева (1996), развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к музею и его культуре, его научному и тезаурусному богатствам широких кругов населения (особенно молодежи), активизацию творческих способностей личности. Развитие музейной педагогики связывают с влиянием теории диалога культур М.М. Бахтина (музей становится местом реализации предметного и культурно-исторического диалога). Музейная наука накопила достаточно обширный эмпирический и теоретический материал, что является аргументированной предпосылкой анализа использования опыта музеев (как ее базы) в образовательном процессе. Это, по мнению Г.В. Вишиной, определяет становление музея как основной проективной реалии "федоровской утопии идеального общества". На рубеже XIX-XX веков концепция музейной педагогики была одной из передовых и могла выполнять функцию важного социокультурного фактора, что оказалось актуальным и на современном этапе развития общества. Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения в музее (включая профессиональное), и, что особенно актуально, для развития творческой активности учащегося (школьника, студента). Научно организованный музей может обеспечить научный подход к интерпретации музейных экспонатов на основе сознательного использования законов педагогики и психологии. По мнению Н.В. Соловьевой (1996), основные компоненты процесса обучения на базе музея соответствуют дидактическим принципам (направленность обучения на решение взаимосвязанных задач образования - обучения и общего развития обучаемых; научность обучения, систематичность и последовательность, сознательность и активность обучения; переход от обучения к самообразованию, оптимальность сочетания урочных, внеурочных и общеклассных, групповых и индивидуальных форм; прочность, осознанность и действенность результатов научения, воспитания и развития). К перечисленному можно добавить реализацию принципа коммуникативности, создание предпосылок для непрерывности образования. Рассматривая аспекты педагогической деятельности музея - культурно-просветительного и особого образовательного учреждения, - мы понимаем ее как реализацию педагогической системы в специфической музейной среде, способствовавшей становлению музейной педагогики и стимулирующей ее современное развитие. Основоположником теоретической Концепции музея, реализованой педагогами США, Англии, Германии, Нидерландов, Франции, по праву считают Н.Ф. ............ |