Часть полного текста документа:Мусульмане в России: загадочное меньшинство Алмаз Калет, Ярослава Забелло Российскую Федерацию некоторые считают мусульманской страной, исходя из банальной арифметики: считается, что в России двадцать миллионов исповедующих ислам. А что на самом деле?.. На вопросы журналиста Алмаза Калета (Кыргызстан) отвечает эксперт аналитической группы "Памир-Урал" (Москва) Ярослава Забелло. - Самый спорный вопрос арифметический: сколько же все-таки мусульман в России? - Сколько в России мусульман, точно никто не знает, - называют цифры от 12 до 50 млн человек. Реальная цифра, на мой взгляд, ближе к 16-18 миллионам. Обычно просто считают численность всех тех народов нашей страны, которые традиционно исповедуют ислам. Определить, что такое "мусульманин", вообще не так просто. С одной стороны, существует идентичность "я мусульманин", за которой ничего может и не быть. Мусульманами считают себя и светские люди, которые ни разу в жизни не были в мечети, не соблюдают ни одного из пищевых запретов и никогда не открывали Коран. Тем не менее, они остро чувствуют свое отличие от "русских вообще". Воспринимают себя как мусульман почти 100 % "мусульманского населения" - это намного больше, чем "православная идентичность" у русских (по разным данным, от 65 % до 75 %). Есть люди "мусульманской национальности", не считающие себя мусульманами (например, крещеные татары), но статистически их ничтожно мало. Однако достоверных данных о том, какой процент из ощущающих себя мусульманами соблюдает предписания своей религии и, тем более, руководствуется исламскими нормами в политической жизни, нет. В связи с этим стоит отметить: в российской политической жизни на сегодняшний день мусульмане - безмолвное меньшинство. Пресловутый "исламский бум" на 90 % пока что сводится к обвинениям в экстремизме или защите от этих обвинений. Вполне вероятно, что, не будь ваххабитов и Чечни, мусульманами в России вообще никто бы не интересовался - не зря многие журналисты в российской глубинке до сих пор считают ислам "экзотической религией", которая является миру не иначе как в сочетании с лязгающими оборотами вроде "джихад", "национальная безопасность", "контртеррористическая операция". - Как исторически строились отношения к мусульманам в российском государстве и обществе? - Принципы отношений российского государства с мусульманами менялись не раз. Вплоть до Петра I, пытавшегося создать в России государство европейского типа, политика по отношению к мусульманам сочетала слияние их элиты с верхушкой российского общества, с одной стороны, и медленную насильственную русификацию и христианизацию основной части населения - с другой. Стремление Петра и его последователей сделать империю более однородной привело к тому, что мусульман стали вытеснять из российской политической жизни и вести среди них активную, часто насильственную миссионерскую работу. Более или менее последовательно "исламская политика" стала проводиться только с конца XVIII века, после Указа Екатерины II о создании Оренбургского магометанского духовного собрания (1788), что означало поворот российской имперской политики от подавления мусульман к легитимизации. Екатерининский Указ имел одно важное следствие - это была попытка сформировать в России официальное исламское духовенство по образу православной церкви, с четкой иерархией, чтобы было понятно, кто кому подчиняется. ............ |