Тема: Мотивация учения у младших школьников
Содержание
Введение
1. Мотивация учащихся начальной школы
1.1 Психологические теории мотивации
1.2 Мотив и мотивация
1.3 Мотивы учения младших школьников и их формирование
1.3.1 Понятие о мотивах учения их классификация
1.3.2 Широкие социальные мотивы
1.3.3 Роль целей в мотивации учения
1.3.4 Отметка в мотивации учения младшего школьника
1.3.5 Познавательная потребность и мотивы учения
1.3.6 Мотивы, связанные с содержанием учения
1.3.7 Мотивы, связанные с процессом учения
2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
2.1 Методика проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Выводы по исследованию и педагогические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации скрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Организуя изучения и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет или «не хочет» школьник учится), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Нормирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению. Осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за ним, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, н-р, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учениками в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. ............