Курсовая работа
Специальность: Экономика и предпринимательство
Дисциплина: Управление персоналом
Тема: Мотивация персонала
Харьков 2009
Содержание
Введение
1. Мотивация трудовой активности персонала
2. Управление мотивацией
3. Организация мотивации на предприятии
Выводы
Список использованной литературы
Введение
При переходе от централизованной административной экономики к рыночной вместо принудительных методов управления, присущих тоталитарному обществу, необходимо шире использовать побудительные методы, вызывающие заинтересованность трудиться лучше. Это связано с отказом от технократических воззрений, а происходящие в обществе процессы, в соответствии с которыми игнорируется первичность интересов человека, и принятием современного антропосоциального подхода, основанного на признании приоритета человека как личности и основной производительной силы общества. С середины 20в. в экономически развитых странах (особенно в Японии) антропосоциальный подход стал лидирующим.
К сожалению, социалистический способ производства в период советской власти препятствовал созданию в СССР системы мотивации созидательной активности населения в целом и каждого члена общества в отдельности именно из-за технократической идеологии, реализующей приоритет технических, материальных и финансовых ресурсов над интересами человека с позиций решения двуединой задачи – совместимости интересов конкретной организации и работающего в ней конкретного индивида.
В то же время в экономически развитых странах антропосоциальный подход постоянно совершенствовался, в результате чего стал активнее развиваться менеджмент как основной источник экономического развития при усилении демократизации общественных процессов.
Мотивация персонала – одна из важнейших функций менеджмента, призванная способствовать свободному развитию и самореализации личности в рамках общечеловеческой морали. Именно поэтому в современном управлении выделяют его антропосоциальный аспект, в соответствии с которым все происходящие в обществе процессы рассматриваются с позиций первичности в них человека – индивида, личности.
В русле антропосоциального подхода термин “мотивация” персонала имеют несколько нетрадиционную трактовку. Речь идет о мотивации работника не только исходя из интересов организации, стремящейся как можно полнее использовать потенциал работника для достижения своих целей, но и с позиций его самореализации. Работник, реализовавшийся в организации, чувствует себя в ней комфортно, поскольку в этом случае созданы условия как для обеспечения трудовой деятельности работника, развития его задатков и способностей к определенному виду деятельности, так и для комфортного пребывания на работе как следствия благоприятного психологического климата в организации в целом и в подразделениях (микросоциуме), где трудится работник.
1. Мотивация трудовой активности персонала
Мотивация трудовой деятельности не может быть действенной без применения современных форм и методов материального стимулирования персонала. Мотивация труда – желание работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность.
Потребности – это то, что неминуемо возникает и сопровождает человека в процессе его жизни, то, что является общим для разных людей, и одновременно проявляется индивидуально у каждого человека.
Потребности – ощущение физического, социального дискомфорта, недостачи чего-то, это необходимость в чем-то, что нужно для создания и поддержания нормальных условий жизни и развития человека. ............