Часть полного текста документа:Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов. Виштак Ольга Васильевна - кандидат технических наук, доцент Балаклавского института техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета. Высшая школа решает важнейшую задачу - формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения и навыки, обозначенные в государственном образовательном стандарте соответствующей специальности. Для решения этой задачи свидетельствует опыт. Необходимо, чтобы кафедры имели ясное представление о мотивах поступления в вуз абитуриентов, уровне их общеобразовательной подготовки, степени сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характере интересов, увлечений, способностях, особенностях характера, состоянии здоровья - в общем о соответствии их требованиям будущей профессии [1, с.322]. В данной статье хотелось бы поделиться опытом исследований структуры мотивации студентов, который накоплен кафедрой "Управление и информатика в технических системах" (УИТ) Балаковского института техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета (БИТТУ СГТУ). Такие исследований проводятся здесь с 1999 г. Выбор вуза молодыми людьми - это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу. Анализ информационных показателей мотивации поступления в вуз, выбора специальности позволяет получить ответы на вопросы "кто пришел?", "почему в этот вуз?", "зачем пришел?", "с какой целью?". Изучение проводится методом анкетирования. Результаты ежегодно заносятся в базу данных подсистемы "Диагностика" информационно-управляющей системы кафедры УИТ. Наша кафедра, как и специальность УИТ, является относительно "молодой" в БИТТУ СГТУ: подготовка инженеров по управлению техническими системами ведется всего 10 лет. Информатизация современного производства способствует востребованности выпускников кафедры УИТ на предприятиях города, региона, что в свою очередь подтверждается достаточно высоким конкурсом: 4-6 абитуриентов на одно госбюджетные место. Состав первокурсников специальности УИТ достаточно стабилен: в 1999 г. - юношей - 65%, девушек - 35%; в 2000 г. соответственно: 76 и 24%; в 2001 г. - 72 и 28%. Хотя специальность УИТ считается "мужской" и "учиться трудно", девушки стремятся получить профессиональные знания в области информационных технологий и ежегодно достаточно успешно пробуют свои силы на вступительных экзаменах и собеседованиях. Большинство овладевающих специальностью УИТ платят за обучение. Родители же помогают решать и личные финансовые проблемы студентов (свыше 70% опрошенных), понимая, что дополнительная работа помимо учебной деятельности займет много времени и негативно, особенно на первом курсе, отразится на результатах учебы их детей. Просматривается тенденция "случайных заработков": первокурсники понимают, что иметь постоянную работу не реально в силу занятости учебной деятельностью, но и находится на иждивении родителей им уже неловко, поэтому они начинают пробовать свои силы в решении личных финансовых проблем (1999 г. - 6% респондентов; 2000 г. - 14%; 2001 - 16%). По возрастному составу на протяжении последних лет преобладают выпускники школ: 1999г. ............ |