Часть полного текста документа:Москва П Л А Н. 1. Предание о боярине Кучке - первом владельце Москвы. 2. Основатель московского городка - Юрий Долгорукий. 3. Несколько замечаний о названии "Москва". 4. Быстрый рост города во второй половине XII в. 5. Москва - столица удельного княжества. Предание о боярине Кучке - первом владельце Москвы. Мы видели, что Москва была городом вятичей. Между тем в первом летописном известии 1147 г. Москва оказывается городом,принадлежавшим не черниговским, а ростово-суздальским князьям. Слова "...приди ко мне, брате, в Москову" не оставляют никакого сомнения в том, чтоМосква была городом Юрия Долгорукого. Позже Москва неизменно оказывалась во владении также ростово-суздальских, а не рязанских князей, хотя ближайшиеЛопасня и Коломна до конца XIII в. остаются рязанскими волостями. Когда же Москва перестала быть городом вятичей и перешла во владение суздальскихкнязей, земли которых были заселены кривичами, как она попала в руки Юрия Долгорукого? Позднейшие московские легенды хорошо помнили о древнем московскомвладельце, боярине Стефане Ивановиче Кучке, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого, насильственно ею завладевшего. Было время, когда на преданияо Кучке ученые смотрели как на сплошной вымысел XVII в. и не видели в нем никакого зерна достоверности. Но народные предания имеют свою основу, нередкововсе нелегендарную. Таковы и предания о Кучке, которые будут нами кратко изложены. Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. Первую из них С. К. Шамбинаго назвал хронографическоюповестью, другую - новеллой по характеру их содержания. Первая повесть носит название "О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся".Она начинается рассуждениями о том, как древний Рим и второй Рим - Константинополь возникли на крови, а ному и Москва как третий Рим должна была создаться "...по кровопролитию же и по закланию кровей многих". Таким образом, и при основании Москва вовсем была равна своим предшественникам - Риму и Константинополю. В доказательство этой мысли приводится следующий рассказ, который мы передаем впереводе на современный язык. "В лето 6666 (т. е. в 1158 г.- М. Т.) великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему АндреюЮрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некийбогатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносилего к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же егоПетра и Акима, молодых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, кокнязю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и заНеглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потомкнязь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил исыновей, рано умерших. ............ |