Часть полного текста документа:Московское государство Митрополит Питирим (Нечаев) Следующим этапом становления России явилось объединение разрозненных княжеств под властью князей московских. Это объединение началось уже с конца XIII - начала XIV в правление князей Даниила Александровича, сына святого Александра Невского, и Ивана Даниловича Калиты. В объединении Руси под властью Москвы ведущая роль принадлежала Церкви. Важным моментом в укреплении ее авторитета было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, совершенное святителем Петром, митрополитом Киевским и Всея Руси. Активную объединительную политику проводил святой Митрополит Алексий, в годы малолетства князя Димитрия Донского бывший фактическим правителем Московского государства. Пройдя нелегкое испытание ордынского ига, придя, наконец, к мысли о необходимости сильного единого управления, Московская Русь заявила о себе как о новом, могущественном государстве. Ордынское иго воспринималось народным сознанием как насилие, кочевой Восток был чужд славянской природе. Поэтому, восприняв от Орды некоторые элементы государственного строительства, русские облекли их в христианские, византийские формы. Параллельно с процессом освобождения от власти Орды шло пробуждение нового интереса к духовному наследию Византии, опять-таки воспринимаемое через посредство Болгарии и Сербии - так называемое "второе южнославянское влияние", принесшее на Русь значительный объем переводной литературы и стимулировавшее развитие оригинальной письменности. Хронологически освобождение Руси от ордынского ига почти совпало с падением Византии. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками и государство с тысячелетней историей перестало существовать. Десятью годами раньше, в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе иерархической верхушкой Константинопольской Церкви была подписана уния с католиками. Это был чисто политический акт, попытка найти союзника на Западе и спасти гибнущее под натиском турок государство, среди основной массы греческого народа это деяние не нашло сочувствия, однако в сознании православного мира авторитет Константинополя сильно пошатнулся. В эти же годы (1448 г.) митрополитом московским вопреки воле Константинопольского патриарха был избран святитель Иона. Сцепление этих событий невольно наталкивало на мысль, что Руси уготована особая миссия - стать преемницей Византии, хранительницей и защитницей чистой и неповрежденной православной веры. Иван III уже сознательно следует этой мысли. Вступив в брак с племянницей последнего византийского императора Софией Палеолог, он основывает династию, по духу и крови восходящую к византийским правителям. Он принимает герб Византии - двуглавого орла, атрибуты власти: саккос, бармы и т.п., в документах именует себя "царем". До этого "царем" на Руси называли сначала византийского императора, потом - ордынского хана. В 1480 г. Иван III окончательно порывает с Ордой. Московская Русь становится независимой. Однако христианской империей Русь в полной мере ощущает себя только при Иване IV, после покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств. С этого времени начинается продвижение России на Восток. В 1558 г. купцы Строгановы получают вотчины в Пермском крае и начинают освоение Сибири. ............ |