Часть полного текста документа:Монополия и конкуренция в условиях рыночного хозяйства. Антимонопольное регулирование: проблемы и опыт реализации в России. Курсовая работа по дисциплине: Экономическая теория Выполнил студент группы И-202 Игнатович А.С. Тольяттинская Государственная Академия Сервиса Кафедра: "Экономическая и внешнеэкономическая деятельность" Тольятти-2004 Введение Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены[1]. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно. Кроме того, исторический процесс показывает, что для рыночной экономики с течением времени характерна концентрация производства, так, например, в США в 1909 г. на 1.1% предприятий было занято 30.5% рабочих, которые производили 43.8% всей промышленной продукции [2], поэтому мы просто не можем обойти своим вниманием понятие монополии, ее плюсов и минусов, а также способов борьбы с монополистами, т.е. антимонопольное законодательство (конечно же российское). Тем самым, мы, как нам кажется, обосновали актуальность выбранной темы. Кроме того, в данной работе мы приведем необычный подход к рыночному процессу (и, соответственно, рассматриваемым понятиям конкуренции и монополии), основанный на понятии информации, что особенно интересно мне, как студенту, обучающемуся по специальности, связанной с информатикой. В учебном пособии по основам экономической теории Камаева В.Д. мы можем найти, что рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике...чаще всего ее [конкуренцию] чаще всего отождествляют с борьбой "фурий частного интереса" [2]. Стоп! Мы можем привести еще множество подобных хлестких, запоминающихся дефиниций (например, "Конкуренция - борьба всех против всех"), а где же "нормальное", научное определение такого важного понятия, как конкуренция? О важности этого понятия мы можем уже судить по огромному интересу к данному понятию ученых-экономистов: где-то примерно с середины XIX века было написано огромное количество книг, посвященных конкуренции, ее форме и сущности. Итак, первой целью данной курсовой работы является выяснить, что же представляет собой конкуренция, какие подходы к пониманию этого понятия существуют в экономической науке. Следующая задача или цель данной курсовой работы, которую мы ставим: это понять, почему понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Как конкуренция проявляется на всех уровнях рыночной экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы, ведь даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав "социалистическим соревнованием", поэтому мы будем иметь смелость применить понятие конкуренции не только к рыночным формам экономики, естественно, основной акцент ориентируя на рыночную форму экономики. ............ |