Содержание
Введение. 2
1. Сущность и основные признаки монополизма. 3
Заключение. 10
Список использованных источников. 11
Введение Если на начальном этапе капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX – XX веков), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм.
Монополией называется исключительное право на владение какой-либо собственностью и получение на базе этого более высокого дохода.
Монополизация экономики характеризуется возникновением рыночной, или монопольной власти.
Рыночная власть – это возможность определенных рыночных структур субъективно устанавливать цену на свои товары или услуги.
Таким образом, ведущим критерием монополизации рынков и классификации монополий является обладание рыночной властью, дающей возможность воздействовать на цену в целях получения монопольно высоких прибылей в форме монопольной ренты.
Как известно, при совершенной конкуренции ни один ее участник объективно не может иметь такую власть на рынке.
Итак, монополия в экономике – это экономическая структура, обладающая рыночной властью.
1. Сущность и основные признаки монополизма Монополия (от греч. monos – один, единственный + pōleō – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. [2, стр. 191]
Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара.
Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает его эгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов.
Обобщение практики рыночной экономики позволяет выделить две стороны монополии: внешнюю и внутреннюю. [7, стр.236]
Внешняя монополия – это обладание возможностью навязывать контрагентам особые условия экономических взаимоотношений благодаря способности ощутимо влиять на процесс ценообразования. Это та монополия, к которой стремится товаропроизводитель, но которая видна и, следовательно, может быть запрещена. Внешняя монополия характеризует экономико-юридический статус товаропроизводителя.
Для достижения своей цели у товаропроизводителя может быть и другой путь. Благодаря использованию прогрессивных технологий можно понизить индивидуальные издержки на товар, удешевит его путем повышения производительности труда и получить максимальную прибыль как разницу между общественными и индивидуальными издержками на товар. При этом предприниматель стремится обладать монопольно низкими индивидуальными затратами и сохранить такое положение как можно дольше. Эта внутренняя (невидимая другим предпринимателям) монополия на применение новейшей технологии или любого другого скрытого преимущества служит средством конкурентной борьбы в пользу монополиста. ............