Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет философии, социологии и культурологии
Специальность 050403 (032800) «Культурология»
Кафедра культурологии
Курсовая работа
«Модернизм как историко– культурный тип»
Выполнила:
студентка 5 курса
Тяганова М.В.
Проверил:
к.к. доцент
Трещев В. В.
Курск – 2009
Содержание
Введение
Глава I. Семантика понятия «модернизм» в гуманитарном знании
1.1 Закономерности развития европейской культуры начала XX в.
1.2 Мировоззренческие основания модернистского искусства
1.3 Дифференциация модернизма и модерна
Глава II. Концептуализация понятия «модернизм» в персональных теориях
2.1 Модернистский стиль и дегуманизация культуры (Х. Ортега– и– Гассет)
2.2 Переоценка модернизма в период постмодерна (Ж.– Ф. Лиотар)
Заключение
Библиография
Введение
Для того, что бы проникнуть в глубинный смысл исторических феноменов культуры недостаточно знать эпоху, в которую произошло их становление, теоретическую базу, или только художественную культуру (как систему художественных творений, которые относятся к объекту исследования). Существует необходимость познать уникальность самобытности исторического периода, в которую он происходил, предпосылки и элементы культуры, которые повлияли на становление.
Огромное значение имеет разбор факторов индивидуального характера, таких как настроения и цели людей, создающих принципиально новое в культуре.
Период к. XIX – н. XX вв. ознаменован принципиально новым виденьем искусства, определенным упадническим настроением во всех сферах деятельности человека, эпохой перемен, в которую, совершенно определенно, должна была родиться новое идея, смысл в которой выражается в удовлетворении чувств человека, в изменении окружающего мира, а главное, в изменении ощущения места человека мире. Закономерно, отвергая прежние устои в искусстве, культуре, но в то же время, базируясь и питаясь прошлой базой и историко– культурным запасом, созданного ранее, создаются новые представления о красоте, о внутреннем мире человека, о гармонии и дисгармонии, о прекрасном и безобразном, новая система взглядов на прошлое искусство, не всегда объективное, но однозначно революционное.
По словам теоретика модернизма – испанского философа Ортеги– и– Гасета новое искусство «состоит целиком из отрицания старого»[1]. Данная цитата была взята за некое кредо последователями новой эры в культуре.
Преподаватели Мировой художественной культуры, начиная тему «модернизм» на своих уроках обращают внимание на то, что невозможно четко обозначить дефиницию, а так же за короткое время проникнуть в глубинный смысл этого стремительно нового типа культурного видения. Однако основная проблема заключается в том, что углубляясь в определения и описания течений, входящих в модернизм, зачастую забывают о сущности модернизма, как историко–культурного типа, не стремятся глобально охватить его уникальность и значимость для культуры в целом. ............