Часть полного текста документа:Мнемоника Валерий Кузьмин Знание - сила. Но как уложить всю необходимую информацию в "кладовочку" памяти, не тратя при этом времени и энергии? Оказывается, это может любой... Причем "играючи". Необходима лишь небольшая тренировка. Эта учебная дисциплина многим читателям не знакома, хотя она известна уже более двух с половиной тысячелетий. Древние греки, прародители многих наук, изобрели и искусство запоминания, которое так и назвали. Энциклопедический словарь дает следующее определение: "Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций". "Отцом" мнемоники считается античный скептик Симонид (ок. 558-468 гг. до н.э.) Легенда гласит: однажды Симонид был на пиру, но дела заставили его покинуть круг друзей задолго до завершения пиршества, где от вспыхнувшего пожара рухнули стены здания и погребли веселящихся. Трупы были так обезображены, что опознать тела не представлялось возможным. Симонид точно указал, кто на каком месте сидел, в результате чего опознание было произведено. Из этого случая Симонид вывел заключение: "В основу науки о памяти следует положить идею порядка". Считается, что сам термин "мнемоника" введен Пифагором Самосским. Первый сохранившийся труд по мнемотехнике приписывают Цицерону. Мнемоникой владели многие люди, чьи имена связаны с огромным потенциалом знаний. Некоторые из них: Джордано Бруно, Аристотель, Александ Македонский, Юлий Цезарь, Сенека, Августин, Альберт Великий, Ромберх, Лейбниц, Декарт. После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемонике значительно ослаб. Однако сегодня, в эпоху информационных технологий, искусство запоминания вновь завоевывает внимание человечества. Быть может когда - нибудь именно мнемотехника станет основной учебной дисциплиной в российских школах, ведь наук - много, а память так "коротка". Единственная сложность - учителям самим необходимо учиться... Наверное, очень мало таких людей, которые бы не знали, для чего существует словосочетание: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Эта фраза легко "воссоздает" порядок цветов в солнечном спектре. Первая буква слова обозначает цвет: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. А ведь такой подход к запоминанию - это тоже прием мнемотехники. Рассмотрим еще несколько способов, помогающих школьникам запечатлеть в памяти сложный материал. Российский флаг имеет такую же расцветку, как и флаги Франции и Голландии. Все отличие - порядок расположения цветов, что зачастую просто забывается. А вот заполнить "ключ" абсолютно несложно: "БейСиК сверху вниз". Теперь легко представить порядок: Белый, Синий, Красный. Длинный ряд чисел знака "пи" (отношение длины окружности к диаметру: 3,1415926...) легко "вычислить", выучив такую "шифровку": "Это я знаю и помню прекрасно, но многие знаки мне лишни, напрасны". Поставьте теперь вместо каждого слова число букв в нем, и всё... У химиков существует довольно много рифмованных "узелков" для памяти: "Химик, запомни как оду: Лей кислоту в воду!" "Фенолфталеиновый в щелочах - малиновый"; "Алюминий, ферум, хром - Их валентность равна трём". ............ |