Министерство общего и профессионального образования РФ
Свердловский областной педагогический колледж
Сысолятина Т.Ю.
Специальность:0312 “Начальные классы”
Группа 31е
Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломный проект
Руководитель: Плотникова Е.В.
Екатеринбург
2001
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 3
Глава I. Теоретические основы развития образной памяти у младших школьников.
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе. . . . . . . . . . . 6
1.2. .Учебная деятельность как условие развития образной памяти. Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте. . . . . . . . . . . 15
Глава II.. Проектирование рабочей тетради “Запоминайка” по развитию образной памяти у учащихся третьих классов на уроках литературного чтения.
2.1.Проектирование рабочей тетради по развитию образной памяти для младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 33
2.2.Рабочая тетрадь “Запоминайка” для учащихся третьих
классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2.3.Результаты апробации рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . .97
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . ..99
Введение Человек – это уникальное биопсихосоциальное существо, которое природа наделила несвойственными для остальных живых организмов высшими психическими функциями, одной из которых является память.
Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в двадцать первом веке не утихают споры по определению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время существует множество определений памяти. Например, в словаре Уэбсерта память трактуется как:
1. Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством механизмов ассоциативного мышления.
2. Сумма усвоенной и сохраненной информации.
М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков предлагают такое определение памяти как интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности, а Л. Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).
В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. ............