Часть полного текста документа:М.Л. Магницкий и его роль в борьбе "православной оппозиции" с Библейским обществом Минаков А. Ю. Михаил Леонтьевич Магницкий (23.4.1778 - 21.10.1844) являлся видным государственным деятелем, публицистом, поэтом в царствования Александра I и Николая I. В либеральной и марксистской историографии Магницкий неизменно охарактеризовывался как "дикий мракобес" и "обскурант", "разрушитель" Казанского университета, его взгляды и деятельность как правило освещались в крайне негативном ключе. Между тем, биография и взгляды Магницкого были весьма неоднозначны и противоречивы на разных этапах его деятельности, претерпев сложную эволюцию от либерализма, космополитизма и масонства к православно-монархическому консерватизму. Биография его получила достаточно подробное освещение в отечественной историографии (1). Публикуемые нами документы относятся к тому периоду деятельности Магницкого, когда, в начале 1820-х гг., он вошел в тесную связь с так называемой "русской партией", лидером которой был А.А. Аракчеев и которая вела борьбу с министром духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыным и Библейским обществом (2), будучи убежденной в том, что и министр и общество подрывают основы православной церкви и самодержавной монархии. К указанному времени Магницкий порвал с либеральными убеждениями начального периода своей деятельности и стал убежденным консерватором. Парадоксальным образом, немалую роль в этой эволюции сыграли его контакты с Библейским обществом. Став в 1817 г. гражданским губернатором Симбирска (1817-1819), Магницкий впервые предстал перед русским обществом в качестве "мракобеса" и реакционера. Так, он открыл в Симбирске отделение Библейского общества и стал его вице-президентом, что традиционно вменялось ему в вину либерально настроенными современниками. Его речь при открытии Библейского общества в Симбирске произвела сильное впечатление в столице. "На этих днях читал я библейскую речь вашего губернатора (Магницкого - А.М.), - писал по этому поводу весной 1818 г. Карамзин своему брату в Симбирск, - Я слышал, что она полюбилась императору и князю Голицыну, а это - главное"(3). Впрочем, одними речами дело не ограничилось. По словам Н.И. Греча, Магницкий устроил "нечто вроде крестового похода против произведений печати", когда он не только "принуждал всех чиновников и дворян вступать в оное (Библейское общество - А.М.) членами, но и стал жечь на площади сочинения Вольтера и других подобных писателей XVIII века" (4). Накануне этого он, судя по всему, "организовал" анонимное письмо в центральный комитет Библейского общества, в котором содержался проект всеобщего уничтожения "зловредных" книг. (Надо заметить, что подобные же меры практиковались в то время на Западе и либералами. К примеру, С.М. Соловьев писал в своем исследовании, посвященном исследованию внешней политики Александра I: "В 1817 году в протестантской Германии с великим торжеством праздновали трехсотлетие реформации. 18 октября студенты и некоторые профессора собрались близ Эйзенаха, в историческом замке Вартбурге: говорились зажигательные речи, пелись зажигательные песни, и дело кончилось тем, что по примеру Лютера, сжегшего папскую буллу, сожжены были сочинения, написанные в консервативном духе, направленные против либерального движения. Суд и приговор был произнесен над сочинениями - один только шаг к исполнению приговора и над сочинителями" (5). ............ |