Часть полного текста документа:Мир русских монастырей Ландышева И. В. Мы живем в удивительном городе, где в центре находится Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь. Как и когда он возник? Об этом я рассказываю на уроках географии в 8 классе, при изучении темы "Население Псковской области". В 10 классе, говоря о "религиях мира" использую сведения об основании православных монастырей, о тех людях, которые являлись их основателями; их удивительных судьбах: многие при жизни стали святыми, как например, Сергий Радонежский. История монастырей - благодатный материал для разговора об истоках русского православия; высокой духовности, нравственной чистоте русских православных людей. Вот фрагменты бесед с учащимися об истории и преданиях русских монастырей. Душевный трепет и какой-то особый подъем духа испытываешь, приближаясь к древнему монастырю. Обычно еще издали видны стены с массивными башнями, купола церквей, блестящие на солнце кресты. И вот взору открывается чудесный таинственный город-крепость, за крепкими стенами которого идет особая, непонятная мирянам жизнь. Здесь свои ценности, свои святыни, свой устав, свой распорядок дня. За древними стенами оживают "предания старины глубокой". Здесь острее чувство Родины, здесь сердце более глубоко воспринимает её былое величие. Монастыри на Руси обычно расположены в прекрасных уголках природы, где творения рук человеческих сливаются с ландшафтом, подчеркивая красоту и величие его. Возникшие со времени принятия христианства, монастыри на протяжении всей многовековой истории были необходимой составной частью общественной жизни. Они поддерживали духовное наследие народа, давали необходимый заряд святости обществу. А когда было нужно, уединенные обители превращались в крепости, вставшие на защиту своей Родины, и многие монахи-отшельники вместе с воинами готовы были отдать жизнь за Отечество. Что такое "монастырь"? Слово это греческого происхождения ("монос" - один, одинокий) и переводится как "уединенное жилище". В домонгольской Руси, по летописным источникам, историки насчитывают 68 монастырей, причем две трети из них были основаны князьями и другими знатными людьми. Только одна треть обителей возникла по непосредственному велению души людей, желавших иноческой жизни. Наверное жаждущих посвятить себя служению Богу и уйти от мирских соблазнов было не так уж мало, если они растекались и по княжеским, и по боярским монастырям. Первоначально монашествующие жили обособленно, одиноко. Ещё в IV веке египетский монах Пахомий Великий создал общежительский монашеский устав, в котором регламентировались все стороны жизни обители. Когда русские монастыри только начинали свою историю, этот устав был переработан. Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. Во время неурожая, стихийных бедствий открывались монастырские житницы: здесь находили приют и еду обездоленные; при обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии. В начале ХХ века на Руси было 565 мужских и 438 женских обителей. Русские православные обители размещались и за рубежом. ............ |