Часть полного текста документа:Микроструктура фондового рынка и внешние эффекты Д.В. Левандо, старший преподаватель кафедры "Ценные бумаги и биржевое дело" Будь альтруистом, уважай эгоизм других! Станислав Ежи Лец Теория микроструктуры рынка занимается изучением процесса ценообразования при прямом описании взаимодействий участников рынка. Это относительно новое направление современной экономики. Интерес к роли способа торговли в ценообразовании возрос по-сле кризиса на Нью-Йоркской бирже в 1987 г. Для анализа рынков теория микроструктуры опирается на положения микроэкономиче-ской теории при неполной информации, математической теории управления, теории игр, исследования операций, организации про-мышленности, стохастического анализа, а также прикладной стати-стики и эконометрики. Опишем некоторые черты микроструктуры, существенные для российского рынка. Институциональные условия выхода на рынок, способы заключения (исполнения) сделок. В институциональные условия вхо-дят правила работы на тор-го-вых площадках, регламенты взаимодействия с депозитариями, регистраторами, клиринговыми и рас-четными палатами и банками и т.д. Этот комплекс нормативных правил определяет условия, в рамках которых совершаются и ис-полняются сделки. Они контролируются торговой площадкой, а так-же органами государственного регулирования. Дилемма торговой площадки состоит в том, что, с одной стороны, необходимо ограни-чивать выход на рынок участников, способных своими действиями нанести ущерб другим участникам и репутации площадки, с другой - снижение числа участников возможно до определенной границы, ниже которой рынок теряет ликвидность. Различные издержки, их роль в стратегиях участников рынка и отражение в ценах. Рационально действующие участники рынка переносят свои затраты на контрагента, что неизбежно отражается в значениях цен. В структуру издержек входят как непосредственно измеримые затраты (биржевой сбор), так и косвенные - риск потери от торговли с более информированным агентом, риск неблагопри-ятного движения цены и т.д. Наличие издержек может сильно де-формировать стратегии участников в пределах торговой площадки либо заставить перенести операции на конкурирующую торговую площадку. Возможность выбора места торговли ограничивает ры-ночную власть организатора торговли. Неоднородность участников рынка. Неоднородность может исходить не только от прав и/или обязанностей в рамках торговой площадки или финансовых возможностей, но и от целей их выхода на рынок, типов торговых стратегий и т.д. Выход на рынок может быть вызван, в частности, владением неопубликованной (частной) информацией либо желанием реструктурировать портфель (одно другому не противоречит). В зависимости от индивидуальных стра-тегий многих участников рынка цена будет испытывать те или иные колебания. Например, по отзывам участников рынка РТС 1997-1998 гг., нередкими были стратегии, основанные на повторении стратегий трейдеров из компаний с известными именами. Информация. Достоверность, точность и своевременность ин-формации влияет на поведение участников рынка, что отражается в наблюдаемых ценах. Результат асимметрии в информации проявляется в рамках используемых институциональных условий и сопут-ствующих внешних эффектов, представление о которых будет разъяснено ниже. Качество финансовых инструментов и их инвестиционная привлекательность. ............ |