Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра МТЭК КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине "Микроэкономика" 5 ВАРИАНТ Выполнил: ст. гр. ФМБ-98-2 Сабиров Д.В. Научный руководитель: Тюмень, 1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. Определение цены и объема выпуска продукции монополий................................ 3 2. Определение числа нанимаемых рабочих в условиях конкуренции...................... 5 Задачи ..................................................................................................................... 7 Список литературы............................................................................. 11 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ МОНОПОЛИЙ Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. На рис.1 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис.1, а), а другая минимизирует убытки (рис. 1, б). Рис.1 Цена и объем пpoизводства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б): D - cпрос, MR - предельный доход: МС - предельные издержки; AVC - средние переменные издержки, АТС - средние валовые издержки. Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Ро и объеме производства Qo, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево). Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 2. Рис. 2 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D - спрос; МП - предельный доход; МС - предельные издержки; АТС - средние валовые издержки. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заниматься частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом. Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным? С точки зрения использования ресурсов - нет, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками (см. ............ |