Часть полного текста документа:Немногие избранные из великих творческих личносгей могут быть поставлены в один ряд с Микеланджело. Его деятельность - в своем роде уникальное явление в истории пластических искусств. Индивидуальная одаренность высшего порядка в соединении с благоприятствующими условиями эпохи привела Микеланджело к художественным свершениям столь мастабным и многосторонним, что аналогии им трудно найти во асей историп пластических искусств. Время, в котором Микеланджело жил и творил, было одной из вершиной духовной в эволюции человечества. Пожалуй, ни одиа другая страпа на протяжении отдельно взятой историчьской эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. В течение трех столетий и многих поколений зодчих, ваятелей п живописцев складывался колоссальный художественный потенциал Возрождения - времени, до предела насыщенного духом интенсивного творческого созидания. В оценке отдельных этапов, на которые подразделяется история ренессансной художественной культуры, было бы неправомерным утверждать безоговорочный перевес какого-либо одного из них над другим. Столь же несправедливым выглядело бы суждение, будто каждое нoвое поколение мастеров той эпохи обязательно должно было превосходить своих предшественников. Идет ли речь о периоде аннего Ренессанса, связанном с именем Джотто, или же об искусстве аннего Возрождепия, которое в первой половине Х века представляли Брунеллески, Донателло, в середине и во второй половине столетия - Альберти, Пьеро целла Франческа, Мантенья, Боттичелли и Джованни Беллини, или же, наконец, о позднем Возрождении - о времени Палладио, Веронезе и Тинторетто, мы должны будем отметить, что на всех последовательных ступенях эволюции ренессансного искусства были созданы художесгвенные ценности громадного значения. И однако же на фоне всего этого ослепительпого творческого изобилия резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство Возрождения поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело и к которому, помимо него, принадлежали Браманте, Леонардо, Рафаэль, Джорджоне и Тициан. Этим художникам выпала особая судьба. Ибо, помимо неповторимых качеств каждого из ренессансных этапов в отдельности, очень много значит общая динамика поступательного развития всей эпохи в целом. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Линия этого развития - отнюдь не ровная горизонталь; в своем движении во времени она наряду с разного рода отделыными колебаниями фиксирует более существенные закономерности роста и нисхождения. Хронологический период протяженностью в несколько десятилетий - примерно между 1490 и 1530 годами - получил вследствие этого наименование Высокого Возрождения. Но художественная деятельность Микеланджело не ограничивается пределами Высокого Ренессанса. В рамках этого периода прошла лишь первая половина его творческого пути. В отличие от подавляющего большинства других мастеров данного этапа, деятельность которых исчерпывалась именно этим промежутком времени, Микеланджело, прожив очень долгую жизнь, сохранил всю полноту творческой активности и в следующей, финальной фазе эпохи - в период Позднего Возрождения. Творчество Микеланджело, следовательно, обнимает собой два крупнейших этапа, каждый из которых отмечен своим собственным кругом идей и образов, своими особыми средствами художественного языка. Эта констатация будет, однако, недостаточной, если не отметить еще одного важного момента, а именно, что на всем протяжении обоих этапов реиессансного искусства Микеланджело находился в авангарде художественного процесса, определяя своим творчеством магистральную линию эпохи. ............ |