Мифологизация предания о деятельности Евангелиста Луки, как художника
Начиная рассуждать о мифологизации жизни и самых разнообразных свершений человека, называемого в христианстве Евангелистом Лукой, сразу хочется уточнить некоторые особенности моего мировосприятия. Если бы данная "работа" носила "богословский" характер, то разумеется, я ни в коем случае не мог бы сопоставлять слова канонизация (т.е. узаконенное церковью причисление к образу Святых) и мифологизация. Но с точки зрения мирской, я уверен, эти явления, если и не живут параллельно друг - другу, то в некотором смысле весьма сопоставимы, тем более, речь пойдет главным образом не о мифологизации жизни определенного человека, а о мифологизации того, что он делал (по преданию) в своей жизни, а именно (в том числе) процессе написания первых христианских икон.
Прозвучавшие выше фразы обозначены для того, чтобы рассуждая о Святости определенных церковных реликвий, мы понимали, что не будем использовать слово мифологизация вместо канонизация, говоря об одном и том же явлении. В частности рассуждая о мифологизации создания определенных икон, мы понимаем, что факт мифологизации их СОЗДАНИЯ не идентичен их (икон) канонизации, как и канонизации их Прообразов.
Значение предания о создании первых икон Евангелистом Лукой
Начну с констатации тривиального факта - значение иконописи в христианстве сложно переоценить! Не смотря на то, что вторая Библейская Заповедь гласит: ""не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20: 4-5)), однако, образы, появляющиеся в иконах, очень положительно влияли и влияют на укрепление христианской Веры и способствуют ее (Веры) распространению, помогая миновать языковые и пространственные препоны и барьеры. Иконы делали и делают зримыми сакральные истины, давая возможность верующим мысленно и чувственно "общаться" со Святыми через их изображения.
И особенно, разумеется, значимыми являются именно те иконы, которые (пусть и по преданию), но написаны с канонизированных церковью Святых еще при их жизни. Особо необходимо отметить первые Образы самой матери Спасителя, Христа - Пресвятой Богородицы. Автором первых икон считается Евангелист Лука, создавший портрет Богоматери, которая, по приданию, одобрила свой образ и перенесла на него свою Благодать. Не смотря на то, что большинство подобных изображений сохранилось всего лишь в виде списков (или даже списков со списков), бесконечно глубокое и искреннее почитание подобных икон верующими вполне понятно.
В чем же, как правило, выражается мифологизация икон, если рассматривать их не как средство для проведения христианского канонического обряда, а как Святыню, позитивно влияющую на жизнь людей?! Разумеется в их "волшебном" воздействии на окружающих мир, на людей или на события к которым они имели отношение, т.е. чудотворности. Достаточно вспомнить роль иконы Владимирской Богоматери, которая по церковному преданию была написана Лукой на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом и которая (опять же по преданию) трижды чудотворным образом защитила Русь от нашествий Орды. Иначе, чем миф, я эту историю, разумеется, не воспринимаю…, но то, что "участие" в тех битвах данной православной святыни вдохновляло русских воинов - бесспорно!
Однозначно то, что наиболее глубокое сакральное значение приобретают именно те Святыни, к созданию которых имел отношение человек Святочтимый - Евангелист Лука - апостол "из 70-ти первых".
Тогда уже "Святыня" становится значительно более значимой, т.к воплощает в себе уже не только (как в случае икон Спасителя) Священный Дух и Благодать Всевышнего, но и Благодать рук самого создателя данной Святыни. И, как результат, подобная икона почитается в значительно большей степени и ей приписывается гораздо больше чудес.
Все приведенные выше рассуждения однозначно подчеркивают важность предания о том, что именно Апостол Евангелист Лука был автором самых первых икон.
Но был ли он художником на самом деле?! Попробуем разобраться в этой интересной проблеме. ............