Часть полного текста документа: - 2 - ш2.0 П Л А Н 1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы. 2. Мифология: а) мифология как форма общественного сознания; б) мифология - исторический тип мировоззрения; в) изучение и развитие мифологии. 3. Миф и мифологичность: а) сущность мифа; б) основные категории мифа. 4. Миф и религия. 5. Миф XX века. 6. Литература. ш1.5 . - 3 - 1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы. Мировоззрение - система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об- разование. Оно имеет многослойную структуру. Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис- торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис- теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со- держание. В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи- мости от способа включения соответствующих взглядов и представле- ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го- ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения. . - 4 - 2. Мифология. а) мифология как форма общественного сознания. Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общест- венного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология не- сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре- одоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифо- логической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды.Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли- вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло- ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ- екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред- метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то- тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс- твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально- го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя- щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце- дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает- ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо- логических существ, имеющая систематически ценное значение. ............ |