Часть полного текста документа:Международное морское право. Внутренние морские воды. Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, если эта линия превышает указанное расстояние, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству (например, залив Петра Великого и пролив Карские ворота относятся к внутренним водам России); воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (используются когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов). Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние вод и порты пребывания в них и выхода из них. Национальные правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. Иностранные суда входят во внутренние воды и порты по разрешению. Иностранные невоенным судам по общему правилу разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты; военные корабли иностранных государств обычно заходят во внутренние воды на основе разрешения (приглашения) иностранного государства. Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных на море людей и пр. Территориальное море и прилежащая зона. Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. Государство устанавливает ширину территориального моря, не превышающую 12 морских миль1. Нормальной исходной линией для отсчета ширины территориального моря является линия наибольшего отлива2. В местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов, допускается определение ширины территориального моря с использованием метода прямых исходных линий3. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия, если иное не будет установлено международным договором. В отличие от внутренних вод, судам иностранных государств предоставляется право мирного прохода через территориальное море4. Проход должен быть непрерывным и быстрым, не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (например, осуществляющее право мирного прохода судно не может вести пропаганду, имеющую целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства, рыболовную, исследовательскую или гидрографическую деятельность, любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу)5. Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем Конвенцией ООН по морскому праву и национальным законодательством прибрежного государства (в частности, об охране окружающей среды) правовой режим6 Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в своем территориальном море7. В прилежащей к территориальному морю зоне (шириной не более 24 морских миль от исходных линий территориального моря) прибрежное государство вправе осуществлять таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный контроль, контроль за соблюдением режима территориального моря8. Открытое море. К открытому морю относятся все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды9. Международное право провозглашает свободу открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, включая свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований, с ограничениями, установленными нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря10. На государства в открытом море возложен ряд универсальных обязанностей, в частности, обязанность оказания помощи на море, обязанность предпринимать эффективные меря для предотвращения перевозки рабов на судах, обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, обязанность сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, обязанность сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, обязанность предпринимать необходимые меры и сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых для сохранения живых ресурсов моря мер11. Для осуществления этих обязанностей военный корабль вправе осмотреть встреченное в открытом море судно, только если это судно не является военным кораблем другого государства либо судном, принадлежащим другому государству (эксплуатируемым им) и состоящим на некоммерческой государственной службе12. Исключительная экономическая зона. Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря13. ............ |