СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Спрос и предложение на рынке
1.1 Понятие спроса
1.2 Понятие предложения
1.3 Взаимодействие спроса и предложения
1.4 Эластичность спроса и предложения
2. Методы изучения эластичности спроса и предложения
3. Влияние эластичности на цены промышленного предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВЕДЕНИЕ
Несомненно, что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.
При повышении цен компания может ожидать при прочих равных условиях снижение спроса на продукцию, тем более если имеет место активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты по более низким ценам. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на увеличение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта производимой продукции.
Явление изменения величины спроса (предложения) вследствие изменения цены получило в экономической науке название эластичности.
Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время.
В данной работе мы ставим целью подробное рассмотрение методов измерения эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
· рассмотрение теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
· обозначение методов измерения эластичности
· разбор практического примера оценки эластичности в практике предприятия.
1. Спрос и предложение на рынке 1.1 Понятие спроса
Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.[1] То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляет себя в величине своего объема, которая означает количество товара, которое было бы куплено по определенной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Можно выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:
· цена товара (блага);
· цены прочих товаров (благ);
· доходы потребителей;
· количество потребителей данного товара (блага) в целом;
· предпочтения потребителей;
· инфляционные ожидания;
· общий курс экономической политики государства.
Известный экономист А.Маршалл (1842-1924) определил наличие связи между ценой товара (блага) и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.[2] Однако здесь не утверждается некоего строгого соотношения между уменьшением цены на благо и увеличением спроса на него. ............