ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической географии и оптимизации ландшафта
Методы активизации познавательной деятельности
учащихся в процессе изучения курса
«Физическая география материков и океанов»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 020401 География
Физическая география
Допущено в ГАК
Зав. кафедрой В.Б. Михно, д.г.н., профессор
Студент О.В. Пожидаева
Руководитель В.Н. Двуреченский, к.г.н., доцент
ВОРОНЕЖ 2006
Введение
География в школе всегда была важной мировоззренческой дисциплиной. Ведь география охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды, включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и т.д.). Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе.
Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего пространства, воссоздаёт для себя целостную картину современного мира. Поэтому географические знания, географическая культура должны быть частью общей культуры каждого человека [28].
Но у многих учащихся отсутствует должный интерес к школьному курсу географии.
Познавательный интерес, безусловно, является основой обучения. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми, - задача каждого учителя географии.
1. Традиционный урок (типы, структура, методика)
Основные характеристики традиционной классно-урочной системы обучения:
1. Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
3. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
4. Каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);
5. Постоянное чередование уроков (расписание);
6. Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
7. Применяются различные виды и формы познавательной, деятельности учащихся (вариативность деятельности) [24].
Типы традиционного урока.
Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя.
1. Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний). Структура урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.д.
Основные этапы урока:
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. ............