Методология, теория и практика педагогического проектирования
Содержание
1. Педагогическое проектирование в общем контексте социальных технологий
2. Педагогическое проектирование как категория дидактики
3. Специфика педагогического проектирования в контексте личностно-ориентированного образования
4. Техника разработки педагогических технологий в системе личностно-ориентированного обучения
4.1 Определение понятия "педагогическая технология"
4.2 Общая ориентировочная основа проектирования педагогической технологии в системе ЛОО
4.3 Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации
4.3.1 Проблемы диагностики качества развитости учащихся
4.3.2. Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики
4.3.3 Психолого-педагогическая классификация учебных дисциплин и их предметно-методическая презентация
4.3.4 Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии
1. Педагогическое проектирование в общем контексте социальных технологий Категориальный анализ проблемы социальной технологии сегодня вряд ли можно считать завершенным и оформившимся в определенной и относительно однозначной концепции. В общем виде под социальной технологией понимают любой социальный механизм, который приводит пользующегося им как инструментом группу к достижению тех изменений социальной сферы, которые ими были намечены. При таком понимании социальной технологии к ее разновидностям можно отнести этнические ритуалы, пропагандистские системы, деятельность средств массовой информации, школьные программы, обеспечение законопослушной деятельности членов общества и многое другое.
"В самом общем виде, - пишет Н. Стефанов, - социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности... Другими словами, социальная технология - это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи".
И далее уточняет: "Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности".
В приведенном определении можно выделить несколько значимых признаков:
а) достижение определенной цели;
б) ряд операций или элементов, на которые может быть расчленена социальная технология;
в) складывающаяся из последних определенная последовательность;
г) сознательный характер организации социальной технологии. Вместе с тем в данной спецификации отсутствует, по мнению С.А. Соловьева и В.М. Соковнина, такая значимая характеристика социальной технологии, как системно-организованный характер последовательности выделенных операций или элементов.
Кроме того, авторы, говоря о технологии, считают необходимым подчеркивать такую особенность, "... как инвариантность воздействий, операций, приемов. Технология без повторения, без воссоздания определенных структур... без инварианта быть не может".
Сделанные авторами уточнения позволяют следующим образом определить понятие "социальной технологии". "Мы предлагаем определять социальную технологию, - пишут С.А. ............