Методика проведения школьной исследовательской работы основана, с одной стороны, на методическом опыте преподавания русского языка, а с другой – на традиции научных исследований. Но если научное исследование проводиться для получения нового знания, то главная цель учебно-исследовательской работы (УИР) – освоить научный способ познания действительности.
Есть два способа обучению исследованию.
1.Универсальный курс обучения методике проведения исследования, который может предварять исследовательскую работу в любой области − от МХК до математики. Курс посвящен общим особенностям ведения научного исследования:
· планированию исследования (время и этапы в их последовательности);
· ориентированию при постановке проблемы;
· формулированию цели и задач исследования;
· выбору метода в зависимости от предмета исследования;
· проведению эксперимента;
· обработке данных;
· созданию текста работы и ее защите.
Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний, внедрение полученных результатов в производство[1].
Пример алгоритма исследовательской работы:
Этапы работы Цели и задачи УИР Содержание занятий 1.Предварительный Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. Письменные и устные задания ,вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку, способности и интересы участников УИР. Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования.
Обсуждение
лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование.
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке. Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке. Развитие языковой рефлексии Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя 2. Выбор проблемы исследования Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся) 3. Изучение научной литературы Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой. Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ 4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования). Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования 5. Сбор материала Обучение сбору языкового материала или постановке лингвистического эксперимента. Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала 6. Обработка полученного материала Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. Обработка полученного материала 7. Формулирование выводов Выработка умения формулировать выводы. Систематизация и обобщение результатов работы 8. Создание текста УИР Практическое овладение научным стилем речи. Написание текста исследовательской работы Обучения редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана 9. Представление результатов работы Овладение навыками устного публичного выступления. Представление работы научно-практической конференции школьников. 10. Оценка работы Рефлексии на продукт и результат УИР Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов
Вывод:
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) Работать с первоисточниками;
2) Наблюдать явления, факты;
3) Объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) Составлять и решать задачу;
5) Формулировать гипотезу;
6) Разрабатывать и проводить эксперимент;
7) Обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями самостоятельно, выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности:
- Операционный
- Тактический
- Стратегический
Тот, кто действует на операционном уровне, выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. ............