Часть полного текста документа: Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта. План лекции: 1. Обучение как педагогический процесс. 2. Методические принципы обучения. 3. Методы, средства и задачи обучения. Обучение как педагогический процесс. Является одной из главных сторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента: обучающая деятельность преподавателя ( преподавание ) и учебно-познавательная деятельность обучающихся ( учение ). Суть процесса обучения -взаимодействие преподавателя и обучающихся с целью передачи знаний, умений навыков первым и приобретения их вторым с последующим совершенствованием. Можно выделить следующие формы обучения: самостоятельная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая. При самостоятельной форме обучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений. При контрольной форме обучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обучения и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма применяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения. При самостоятельно-контролируемой форме обучения преподаватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этих действий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствовании техники движений, при изучении новой техники спортсменов высокой квалификации. Также можно квалифицировать формы обучения по связям: - преподаватель-ученик -возможное обучение ( ученик может или не может научиться тем или иным действиям ), обучение простейшим движениям; - преподаватель-ученик-преподаватель -контролируемое обучение с одной (не полной) обратной связью (преподаватель обучает -ученик исполняет -преподаватель анализирует), обучение сложным движениям; - преподаватель -ученик - ученик -преподаватель -контролируемое обучение с двойной обратной связью (преподаватель обучает -ученик исполняет -ученик анализирует и корректирует своё исполнение -преподаватель анализирует его действия), закрепление и совершенствование техники сложных движений; Процесс обучения рассматривает три варианта контактов: 1) бригадно-групповой (2-3 преподавателя обучают 25-30 учеников); 2) индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10-15 учеников); 3) индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1-3 учеников); Общение преподавателя с учеником в процессе обучения проходит по трём блокам: Объяснение - в период изучения нового материала происходит повторное объяснение старого; Исправление - в период изучения материала возникают ошибки, которые преподаватель объясняет и устраняет; Задание - подключает обучающегося к самостоятельной работе с целью закрепления изученного материала или с целью исправление каких-либо допущенных ошибок, а также для закрепления правильных действий с помощью домашних заданий. Преподаватель -ведущий, управляющий элемент системы преподаватель -ученик, ученик -ведомый, управляемый элемент этой системы. ............ |