Часть полного текста документа:Содержание Введение 2 1. Задачи обучения письму 4 2. Организационные и гигиенические условия обучения письму 8 3. Приемы обучения письму букв 11 4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 13 5. Каллиграфические ошибки по "кинетическому сходству" 15 6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19 Заключение 28 Список литературы 30 Введение В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие: 1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося. 2. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. 3. Обведение образца буквы (копировальный прием). 4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. 5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов. 6. Письмо под счет. 7. Прием показа ошибочного написания. Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок. В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма - это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв. Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма. Данная тема достаточно широко освещается как в методической педагогической литературе, так и в периодических изданиях, особенно в журнале "Начальная школа". Из методической литературы хочется выделить такие труды как "Методика обучения русскому языку в начальных классах" группы авторов Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р; "Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения" под ред. Соловейчика.М.С.; "Методика преподавания русского языка в начальных классах" группы авторов Львова М.Р., Горецкого В.Г., Сосновской О.В. Предлагаемая работа состоит из шести глав, которые рассматривают не общие аспекты чистописания, но также как и общую методику каллиграфической работы, так и новинки, внедряемые в свою практику некоторыми учителями начальных классов. ............ |