Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н.Толстого
Кафедра информатики и вычислительной техники
Курсовая работа по теме:
Методические особенности изучения раздела "Алгоритм и исполнители" в базовом школьном курсе информатики
Выполнил:
студентка 5 курса группы “Б”
факультета МФиИ
Федосеева Т.А.
Проверил:
Даниленко С.В.
Тула 2008г.
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы раздела «Алгоритм и исполнители»
1.1 Определение основных понятий
1.2 Формы представления алгоритма
1.3 Учебный алгоритмический язык
1.4 Решение трудностей изучения раздела учащимися
2. Методические особенности изучения раздела «Алгоритм и исполнители»
2.1Содержание раздела в стандарте
2.2 Обзор авторских программ
2.3 Методические особенности изучения раздела
Заключение
Библиографический список
Введение
Раздел «Алгоритм и исполнители» в базовом школьном курсе информатики» занимает одно из центральных мест. Однако до сих пор нет достаточно определенного мнения в вопросах, касающихся более частных аспектов преподавания этого раздела.
Изучение алгоритмизации в школьном курсе информатике может иметь два целевых аспекта: первый – развивающий аспект, под которым понимают развитие алгоритмического мышления учащихся; второй – программистский аспект, под которым понимают развитие навыков составление учебных программ. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики. Ученикам даются представления о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования, как создается программа в различных средах. Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программиста в наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности.
Проблемы изучения раздела «алгоритм и исполнители» связаны прежде всего с большим объемом материала и значительными трудностями для школьников, как с определением понятия алгоритма, построения алгоритмических конструкций, так и при работе с формальными языками программирования, их правильном применении. В следствии с этим возникает множество вопросов, связанных непосредственно с преподаванием этого раздела относительно содержания, методов и средств, используемых для этого.
Различные авторы школьных программ по курсу «Информатика и ИКТ» по разному подходят к построению алгоритмической учебной линии. В том числе по иному решаются проблемы содержания теоретической и практической составляющей разработчиками школьных программ, к ним относятся Н.В. Макарова, Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин и другие.
В связи со всем вышесказанным в данной курсовой работе была рассмотрена тема «Методические особенности изучения раздела «Алгоритм и исполнители» в базовом школьном курсе информатики».
Объект данной курсовой работы – это алгоритмическая содержательная линия школьного курса информатики, которая включает в себя вопросы, связанные с методами и средствами формализованного описания действий исполнителя.
Предмет – это методические особенности изучение раздела «алгоритм и исполнители» непосредственно в базовом курсе информатики.
Цель курсовой работы – раскрыть методические особенности изучения раздела «алгоритм и исполнители» в базовом школьном курсе информатики, представив разнообразные подходы, применяемые различными авторами для построения раздела, и выявив их существенные различия.
В соответствии с целью, предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ школьных учебников и литературных источников по теме исследования.
2. Уточнить основные понятия и категории.
3. Рассмотреть различные программы по теме исследования.
4. Построить план изучения раздела «Алгоритм и исполнители» в базовом курсе.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и учебно-методической литературы;
- методы презентации данных: таблицы.
В курсовой работе делается попытка анализа современных программ по разделу «Алгоритм и исполнители» и выявляется содержательная линии его преподавания.
1. Теоретические основы раздела «Алгоритм и исполнители»
1.1 Определение основных понятий
Изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» обычно начинается с исторической справки.
Появление алгоритмов связано с именем математика Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. ............