Часть полного текста документа:Омский государственный университет Кафедра первобытной истории М.А. Саплинова Метод комплексного археолого-искусствоведческого анализа могильников Курсовая работа студентки 4 курса, гр. И-72 Научный руководитель: проф. В.И. Матющенко Омск, 2001 Оглавление Введение 3 Глава 1. Комплексный метод для саргатской культуры 5 Глава 2. Погребения 9 Глава 3. Поселения 18 Заключение 23 Источники и литература 24 Приложение 1 26 Приложение 2 27 Приложение 3 29 Введение В современной науке многими исследователями отмечается переход от узкой специализации к созданию интегрированных дисциплин и междисциплинарным исследованиям. По мнению автора данной работы, археология является той наукой, которой полезно сотрудничество практически с любой областью человеческого знания. Это связано с тем, что археологи работают с большим комплексом различных материалов (костные остатки, вещи, сделанные человеком, отходы производства) и разными методами (статистико-комбинаторный, трассология и др). На данный момент накоплена масса материалов по саргатской культуре. И сейчас особенно актуален вопрос теоретического осмысления этих материалов и перевод их в исторический пласт. Но, к сожалению, пока что не выработана единая методика такого теоретического осмысления. В данной работе предлагается один из возможных методов реконструкции мировоззрения саргатского населения. "Всякое мировоззрение - это собственно воззрение на мир: природу, общество и человека, совокупность социально-политических, философских, религиозных, этических и эстетических взглядов"1. К этому определению автору данной работы хотелось бы добавить еще и экономический и психологический факторы. Для изучения мировоззрения населения саргатской культуры, то есть, совокупности всех перечисленных факторов, с нашей точки зрения наиболее удачно комплексное археолого-искусствоведческое исследование. Идеи подобного исследования неоднократно высказывались советскими и российскими учеными. А.Д. Столяр пишет, что изучение первобытного искусства "может опираться лишь на комплексный подход - археолого-искусствоведческий анализ известных науке материалов".2 Также в современной отечественной историографии актуальность комплексного анализа подчеркивается такими археологами как А.А. Формозов, Е.Ф. Чежина, Я.А. Шер. С точки зрения И.Л. Симоновой и автора данной работы, создание такого комплексного метода анализа необходимо по следующим причинам. Отдельные опыты искусствоведческого подхода, применяемые к изучению археологического материала, отличаются неоправданной широтой охватываемого материала и, как следствие, поверхностностью. Кроме того, по мнению А.Д. Столяра, неоправданным представляется перенос на архаичное искусство "тех оценок и представлений, которые сложились на основе изучения позднейшего искусства, вплоть до его современных проявлений"3. Археологи, со своей стороны, часто пренебрегают широкими возможностями искусствоведения при исследовании мировоззрения культур и контактов между ними. Вместе с тем, искусствоведческий анализ позволяет уточнить семантику изображений на предметах, а так же перейти к рассмотрению особенностей психологии их создателей. Искусствоведческая составляющая, которая в данной работе почти не рассматривается, в нашем методе зависит от археологической. ............ |