Часть полного текста документа:Место социальных факторов в концепции TQM Молодов М. Идея всеобщего менеджмента качества (TQM) заложена в основу международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества. Признанные специалисты в области управленческого консультирования, экономических и технических наук предлагают различные методы, методики и пути реализации концепции и принципов TQM. Многие из этих наработок уже нашли свое применение на предприятиях - мировых лидерах в различных областях промышленности и экономики. Настало время внедрять данный подход и в России. Безусловно, необходимо учитывать положительный опыт и примеры явного прорыва в конкурентной борьбе, но важно не забывать и о российской специфике. На повестке дня - практическая реализация на отечественных предприятиях подхода к управлению организацией, основанного на принципах TQM. Предвижу скепсис некоторых, если не большинства, руководителей различных уровней. "Это у них, там... У нас здесь другие условия, другая культура. Мы не японцы". Конечно, можно сидеть и ждать, что все наладится само собой, а можно, засучив рукава, мобилизовав все ресурсы (внутренние, человеческие), взяться за эту сложную работу. TQM является как бы сквозным, интегрирующим аспектом в управлении организацией. Он определяет требования к качеству, предъявляемые к различным видам управленческой деятельности, базируясь на фундаменте идеологии и корпоративной культуры организации (см. рисунок). Часто неудачи в менеджменте случаются из-за того, что планируемые изменения не приводят к ожидаемому результату. Такова судьба многих нововведений, инноваций, к которым можно отнести подход к управлению организацией, основанный на принципах TQM. Одна из причин неудач - фундаментальная психология организации, сложившаяся корпоративная (организационная) культура, на которые оказывают влияние различные социальные факторы. Без изменения первых нельзя провести серьезных изменений в организации. Принимая во внимание общепризнанный факт влияния человеческого фактора на способность организации достичь поставленных целей, рассмотрим некоторые принципы TQM с точки зрения социальной составляющей. Кто-то из великих сказал, что потребители не покупают товары и услуги, они покупают удовлетворение, которое испытывают при использовании этих товаров и услуг. Первый принцип - ориентация на потребителя - ставит задачу удовлетворения потребностей пяти заинтересованных сторон: акционеров, персонала, потребителей, поставщиков и общества, а также предвосхищение их ожиданий. Проблема не только в том, чтобы однозначно идентифицировать эти пять сторон - важно собрать адекватную, объективную информацию, отражающую настроения, проанализировать и оценить ее. Потребности, например, персонала и акционеров будут, безусловно, различными, но удовлетворяя потребности последних, нельзя игнорировать первых. При учете интересов всех сторон важен принцип гармонизации, непременно с точки зрения разумной достаточности. Речь идет об удовлетворенности заказчика, партнера по контракту и, разумеется, конечного потребителя - того, кто будет иметь дело непосредственно с продукцией, применяя ее по назначению. ............ |